Российское ЖКХ превратилось в сферу «узаконенного» мошенничества

ЖКХ остается «полем чудес» для сомнительных услуг

Ситуация с мошенниками, которые снимают деньги со счетов и банковских карт добропорядочных граждан (о чем писал «МК в НН» № 35), настолько обострилась уже на федеральном уровне, что помочь клиентам решили в Ассоциации банков России. Но все же в этой сфере велик элемент случайности, а вот в области ЖКХ расставаться с деньгами можно стабильно, регулярно и на законном основании.

ЖКХ остается «полем чудес» для сомнительных услуг
Фото: Евгений Алексеев

«Заморозка» счетов – не выход?

На минувшей неделе в АРБ предложили законодательно закрепить право банков блокировать счета, передвижение средств при подозрении на несанкционированное (или полученное обманным путем) перечисление или списание денег. Количество официально зарегистрированных «пострадавших» выросло в десятки и в сотни раз, при этом есть граждане, которые не жаловались в полицию.

Представители АРБ в конце августа на заседании комитета по информационной безопасности банков собираются обсудить поправки в законы о национальной платежной системе и о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Цель инициативы – не дать предполагаемому мошеннику воспользоваться деньгами обманутого гражданина и заморозить операции, пока идет разбирательство.

Однако радоваться такому предложению рано. Потому что банкиры, как намекают эксперты, тоже нацелились на свою выгоду.

И сейчас ведь можно блокировать средства в момент списания денег из банка-отправителя, когда банк фиксирует некие не свойственные владельцу частые или крупные операции. Например, переводы туда, куда обычно они не производились и о чем держатель счета не предупреждал кредитную организацию. В этот момент банк имеет право блокировать карту или конкретную операцию. Ответственные сотрудники обычно не звонят клиенту, а просто блокируют карту, извещают с помощью СМС и ждут, когда клиент сам перезвонит в банк или обратится в отделение.

Но фокус в том, что доверчивый гражданин чаще всего сам переводит деньги или дает свои данные злоумышленникам, но только спустя несколько дней понимает, что его жестоко обманули. Но денежки уже тю-тю.

По сегодняшним правилам, когда сумма ушла в другой банк или другому клиенту внутри той же организации, то банк имеет право вернуть их отправителю только с согласия получателя, которое мошенники, конечно, не дадут. Если же отправитель средств не опротестовывает операцию и не обращается в полицию, то карта получателя денег будет разморожена через два дня.

Поэтому в АРБ предлагают увеличить время блокировки средств до 30 рабочих дней, пока гражданин удостоверится, что все сделано правильно, или, напротив, обратится в органы. (Аналогичное правило действует в отношении подозрительных операций в целях отмывания преступных денег согласно требованиям ФЗ № 115, но там несколько другие критерии.)

Но эксперты сомневаются, что Центробанк одобрит такую инициативу. Прежде всего потому, что это может грозить массовыми блокировками карт физических лиц, «безнал» просто встанет – чего допустить ни в коем случае нельзя. А во-вторых, на заморозке средств бизнес может извлекать свою выгоду, используя, а проще говоря прокручивая, деньги клиентов в своих, банкирских, целях. Клиент об этом и не узнает. С другой стороны, на расследование сомнительной операции у полиции может уйти гораздо больше времени, чем месяц.

Поэтому эффективность предложенных мер еще надо обсуждать, но делать явно что-то надо, и в первую очередь правоохранителям, которые вообще-то должны защищать граждан и их собственность от преступных посягательств, чего сегодня мы точно не наблюдаем. (Хотелось бы «эффективности» и от наших доблестных органов, хотя бы нескольких показательных посадок мошенников.)

Недавно, во время поисков пятилетней Зарины Авгоновой, мошенники даже на этой ситуации пытались нажиться и вбросили в соцсети номера банковских карт, которые якобы принадлежат нижегородским волонтерам и куда могут перевести деньги желающие помочь в поисках, сообщили в поисково-спасательном отряде «Волонтер».

Кто же будет пересчитывать платежки?

Но, безусловно, самой сладкой для разного рода финансовых манипуляций и «узаконенного» мошенничества остается сфера ЖКХ – это настоящее «поле чудес» для «честного отъема» денег населения. Начинать список можно с ДУКов, ТСЖ и прочих управляющих домами. Потому что, по правде говоря, если «платежка не зашкаливает», если ЖКУ дорожают в пределах собственных ощущений (дорого–недорого) и возможностей кошелька, то кто будет пересчитывать, взяли с вас лишние 30–50 рублей или не взяли?

Тем более в этом году повышение платежей происходило два раза в год. И всегда найдется «законное обоснование» для поднятия стоимости услуг. Например, ДУКи ссылаются якобы на проведенное по данному вопросу «собрание жильцов», которое зачастую бывает фиктивным. Но на основании его «решения» можно пересматривать договоры на содержание и обслуживание и повышать плату за жилищные услуги не на четыре разрешенных процента, а больше – до десяти. И затем утвердить печатную форму квитанции и цифры в центрах СБК и других расчетных организациях.

Или вам предложат очередной перерасчет тоже по какой-то «совершенно законной причине», например после уточнений показания счетчиков. Тем более что и сами муниципалитеты накануне очередного нового года активно просят правительство области, Региональную службу по тарифам разрешить рост ЖКУ гораздо в большем размере, чем заданные на федеральном уровне пределы.

При этом чаще всего в платежках жителям даже не сообщают основание, почему произошло увеличение сумм или почему мы должны платить за то, чем не пользуемся. К примеру, за телевизионные антенны на крышах.

В чем состоит их функционал после перехода «на цифру»? В большинстве случаев в областном центре вполне хватает комнатных устройств для приема сигнала. В ГЖИ не смогли объяснить причину, почему жители должны отдавать 40 рублей или что-то около того за данные сооружения на доме.

Но даже если нижегородцы заметили вопиющее нарушение в начислениях в квитанциях, на разбирательства – письма в ГЖИ, прокуратуру и в суде – могут уйти месяцы. Все это время деньгами будет пользоваться кто-то другой. И больших сдвигов по части порядка и отчетности со стороны домоуправляющих компаний перед жителями не отмечается.

Воровство, бардак или «прокачка денег»

Областная прокуратура только за первое полугодие 2019 года возбудила более 20 уголовных дел по выявленным нарушениям в сфере ЖКХ, сообщил глава ведомства Вадим Антипов. В следственные органы направлено более 30 материалов, по результатам было открыто 24 уголовных дела.

Правда, в основном они связаны с «неперечислением» денег жителей поставщикам ресурсов.

Как сказал прокурор, «многие управляющие компании и другие хозяйствующие субъекты в этой сфере собирают деньги с населения, а до ресурсников они не доходят».

«Если сравнивать с показателями прошлого года, то долг перед ресурсниками снизился на 416 млн рублей. Но он еще большой, порядка 1,5 млрд рублей. Наша задача в этом году – дойти до последней копейки этой задолженности и понять: она возникла из-за объективных обстоятельств или субъективных, связанных в том числе, возможно, и с хищениями. Мы этот ответ найдем и свою правовую оценку дадим», – пообещал Антипов.

Вдобавок по итогам проверок выявлено около десятка организаций, где с собственников жилья деньги взимались без установленных тарифов либо по завышенным.

Прокурор также сообщил о нарушениях в ходе проверок исполнения в регионе программы капремонта жилья.

В этом году, по словам Антипова, в области должно быть отремонтировано свыше 1,3 тыс. домов. «Ремонты идут, но, по нашим оценкам, нежелательными для нас темпами», – отметил он, добавив, что «все начатые дома взяты на особый контроль».

«В деятельности подрядчиков обнаруживаем много безобразий: когда завышаются объемы работ, когда выделенные средства используются нецелевым способом. В этом году по прокурорским материалам по капремонту возбуждено семь уголовных дел. Под следствием находится начальник управления фонда капстроительства. Меры репрессивного характера в отношении расхитителей этих средств мы будем применять», – обещал глава надзорного ведомства.

(Фонд капитального ремонта Нижегородской области уже начал рапортовать о промежуточных итогах работы, но оценку, конечно, будут давать жители по итогам, а не авансом. – Ред.)

Греют руки на счетчиках

Но кроме явных переплат в жировках в нынешнем ЖКХ развился и вырос до монстрообразных форм полулегальный бизнес на разного рода услугах: «обязательной» замене счетчиков, чистке канализации, вентиляционных каналов, газового оборудования, санитарной обработке подвалов, льготной замене дверей, окон, и проч., – и все это делается якобы «от лица и по поручению» ДУКов. При этом у управляющих компаний действительно заключены контракты с определенными подрядчиками, которые должны делать и проверять то, что им положено, причем для жильцов безвозмездно.

Но опять-таки зачастую все эти контракты, оплачиваемые жителями, остаются на бумаге, то есть услуга по факту не предоставляется, потому что реально «до квартиры» доходят немногие подрядные организации, потому что выбирают время, неудобное для жильцов, или же люди не хотят открывать двери неизвестным «исполнителям услуг», но эти услуги заложены в платежках.

На минувшей в «ТНС энерго НН» выступили с предупреждением о росте числа обращений с жалобами на действия недобросовестных предпринимателей, навязывающих услуги по замене индивидуальных приборов учета электроэнергии.

В связи с этим энергосбытовики рекомендует своим клиентам внимательно относиться к полученным коммерческим предложениям и перепроверять информацию о сроках поверки счетчиков.

«Если в квартиру или дом пришел представитель организации и заявил о необходимости замены прибора учета, то прежде всего стоит попросить его предъявить служебное удостоверение», – советуют в «ТНС энерго НН» и рекомендуют в присутствии «представителя организации» позвонить в компанию по телефону кол-центра (831) 233-09-70 (в рабочие дни с 9:00 до 19:00) и уточнить, действительно ли электросчетчик нуждается в замене.

Информация о сроке поверки также содержится в паспорте счетчика и в бумажных квитанциях за электроэнергию. Уточнить ее можно и в любом центре обслуживания клиентов (ЦОК) при личном обращении.

В группе компаний «Волгаэнерго» тоже встревожены всплеском активности мошенников, пытающихся убедить жителей в необходимости замены исправных приборов учета.

«В последнее время в Автозаводском и Ленинском районах Нижнего Новгорода участились случаи мошенничества, связанные с проведением поверки счетчиков воды, – заявили в компании. – Злоумышленники обходят квартиры, представляются сотрудниками компаний “Эталон-сервис” и “МЦСМ”. В Нижегородской области официально нет их представительств. В связи с этим услуги по поверке счетчиков воды они оказывать не могут. Но они целенаправленно убеждают жителей в том, что им нужно заменить исправные приборы учета, и самовольно осуществляют их демонтаж за деньги. При этом нарушают пломбы, установленные гарантирующим поставщиком, что является несанкционированным вмешательством в работу прибора.

Данные действия влекут за собой негативные последствия для собственников жилья в виде применения штрафных санкций – десятикратного увеличения размера платы за коммунальную услугу. Кроме того, нужно будет проводить повторную поверку, так как свидетельства, выданные мошенниками, являются недействительными».

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 28 августа 2019

Заголовок в газете: Одним недоплачивают, другие переплачивают

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру