В Дивееве прошли торжества в честь Серафима Саровского

07.08.2019 в 16:25, просмотров: 810

Дни памяти отца Серафима, ежегодно проходящие в Дивееве 1 августа, это время, когда тысячи верующих прославляют вершины духа, о которых самой своей жизнью рассказал великий подвижник. Преломившись в дне сегодняшнем, торжества дают повод и для политических заявлений, но в массовом сознании они прежде всего являются миссией любви, доброты и сострадания.

В Дивееве прошли торжества в честь Серафима Саровского
Патриарх произнес проповедь о кротости и смирении Фото: Александр Поздняков

«Радость моя, – говорил он всем, – Христос воскреси, – вспоминает приветствие Серафима советник дирекции Российского федерального ядерного центра – ВНИИЭФ Дмитрий Сладков. – И в наши жестокие времена появляется удивительное ощущение, что тебе рады. Одна из главных проблем нового времени – отчуждение. Отчуждение всего ото всего. А тут совершенно другая вещь – уроднение. Перед тобою родной человек».

Освящение собора

Литургию на Соборной площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря вел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Днем ранее он побывал в Сарове, где возглавил чин освящения главного храма Успенского собора Свято-Успенского мужского монастыря, разрушенного в годы советской власти и восстановленного в наши дни. «Храмы строятся и открываются, потому что они нужны народу, и это наш самый главный ответ нынешним храмоборцам, которые хотят повернуть вспять историю, вернуть ее в 20–30-е годы ХХ века», – обратился патриарх к присутствовавшим на церемонии.

По словам патриарха, церковь обретает утраченные некогда святыни и создает новые, потому что православная вера возрождается. Одним из символов этого процесса стал серебряный напрестольный крест с многочисленными частицами мощей, изготовленный в 1730-х годах, хранившийся в Свято-Успенской Саровской пустыни и впоследствии утерянный. Как рассказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, крест вернулся в обитель за четыре дня до приезда патриарха. Георгий вручил священный предмет Кириллу, а тот передал его в дар Успенскому собору.

В ближайшие годы православие на юге Нижегородской области будут возрождать в рамках развития паломническо-туристического кластера Арзамас – Дивеево – Саров с бюджетом около 14 миллиардов рублей. Дорожная карта проекта предусматривает серию мероприятий по модернизации транспортной инфраструктуры, социальных и культурных учреждений. Так, в июле было объявлено о подготовке проектно-сметной документации для центра культурного развития стоимостью около 200 миллионов рублей в Арзамасе. В нем будут обустроены зрительный зал на 500 мест, зал для проведения конференций, помещения для занятий творчеством. Эта и другие меры должны повысить уровень жизни местного населения и обеспечить туристический поток.

Преображенский собор

Проповедь смирения

Главное событие – патриаршую службу – посетили несколько тысяч человек. В совместной молитве приняли участие руководители органов государственной и муниципальной власти, предприятий, научно-образовательных организаций. По окончании литургии Кирилл произнес проповедь о кротости и смирении. Вот, что сказал патриарх (в сокращении):

«…Когда мы встречаемся с кротким человеком, особенно если мы не знакомы, то у большинства такой человек вызывает не самые лучшие чувства. Иногда он воспринимается нами, как нечто выпадающее из общего ряда… Вот наш великий писатель Федор Михайлович Достоевский решил художественный образ кроткого человека создать. А назвал свой роман, в котором этот образ изображен, словом “идиот”. И это было очень правильно подобранным названием. Потому что никто этого главного героя – человека, в полной мере являющего окружающим смирение и кротость, – никто не мог понять. Вроде как из образованного класса, князь, а ведет себя как сумасшедший. Настолько непривычным, удивительным, вызывающим было явление кроткого человека в русской аристократии. Вот и назвали этого человека идиотом. А на самом деле он был кротким человеком.

Тысячи паломников почтили память отца Серафима

Кротость, действительно, и у нас вызывает разные чувства. Кто-то с недоверием относится к такому человеку, пытаясь понять, а что в общем-то у него на уме, а не личина ли это некая, которая скрывает истинные намерения?.. Если мы встречаем кроткого и осуждаем, или с недоумением пожимаем плечами, или крутим пальцем у виска, значит мы сами неспособны быть кроткими людьми. А кротость – это не слабость, это не чудачество. Это великая сила. Вот Иоанн Лествичник замечательные слова сказал о том, что кротость делает нашу душу недвижимой, сохраняющей одно и то же состояние и в чести, и в бесчестии. Мы знаем, что когда мы в почете, в благополучии, то вроде как все спокойно, но следует каким-то обстоятельствам вторгнуться в нашу жизнь и разрушить это благополучие, и душа приходит в смятение. Вот об этом говорит Иоанн Лествичник. Если внешние обстоятельства нас вводят в смятение, то, значит, у нас нету кротости, а поелику так, то кротость есть действительно сила, помогающая человеку выходить из самых трудных жизненных обстоятельств, сохраняя свой внутренний мир.

И преподобный Серафим явил такую кротость. Мы знаем его житие. Удивительное житие человека, который с детства стал инвалидом, с трудом передвигался, был физически слабым, но этот физически слабый человек оказался сильнее жизненных обстоятельств и даже сильнее суровой природы. Мы знаем, что он жил в лесах, в тех местах, где мы сейчас находимся. Он не боялся ни холода, ни голода, ни одиночества. Этот согбенный, физически слабый человек, сердце которого было исполнено кротостью, явил великую силу и мало кто может повторить подвиг святого преподобного Серафима, особенно имея такую слабую, болезненную физическую природу. В образе святого преподобного Серафима нам является блистающий образ и идеал христианской кротости.

Вот все то, чему нас учит слово Божие, чему учит нас пример преподобного Серафима, нам следует постараться в своей жизни осуществить. И для того чтобы наша кротость не стала наигранной, искусственной, кротостью сквозь стиснутые зубы, мы должны научиться терпению. Терпение, как говорит сегодняшнее Апостольское чтение, это то, что и создает в человеке дух кротости. Давайте начнем с того, чтобы научиться терпеть друг друга. Не раздражаться на слова, которые нас раздражают. Не обижаться на неловкие поступки. Даже уметь прощать тех, кто сознательно пытается нам сделать что-то неприятное или даже опасное. Ну, давайте попытаемся хотя бы минимально в своей жизни, своих мыслях, словах отобразить то замечательное и великое состояние души, которое явил нам преподобный Серафим Саровский…»

На праздник приехали церковные иерархи

Окончив богослужение, патриарх передал настоятельнице Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря матушке Сергии икону «Тайная вечеря», поприветствовал волонтеров, которые внесли большой вклад в организацию и проведение торжеств, и встретился с полномочным представителем президента России в Приволжском федеральном округе Игорем Комаровым и губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным. Помимо прочего в ходе беседы обсуждались вопросы бедности, губернатор рассказал о строительстве в регионе православных гимназий и детских садов.

Волонтеры внесли большой вклад в организацию торжеств

Тысячи верующих долго не расходились, сидели на скамейках в монастырском саду, шли по Канавке Пресвятой Богородицы, беседовали друг с другом. Некоторые, возможно, обдумывали слова патриарха, сказанные им с большим чувством. О них стоит размышлять, ведь великую силу кротости, образцом которой стал отец Серафим, легко спутать с адаптацией, свойственной живым организмам. Стоит задать себе вопрос, а был ли кроток Иисус, когда кнутом изгонял торговцев из храма. Благо эта тема глубоко исследована философами и богословами. В опубликованном недавно интервью журналисту Николаю Солодникову о ней высказался и профессор Санкт-Петербургской духовной академии Георгий Митрофанов. По его словам, ложное смирение встречается не только в миру.

«Невольно хочется сказать многим священникам, в частности будущим священникам, которых я учу в духовной школе: не думайте, что вы исполнены смирения, – отметил священник. – Это не смирение, а просто привычка к низкопоклонству и конформизм. Мы только научились пока тщеславиться, научитесь хотя бы гордиться. И тогда, глядишь, вы будете достоинство церкви куда более успешно отстаивать, нежели это делают те смиренные священнослужители, которые готовы по своему смирению все что угодно делать для якобы освящения этого мира, а на самом деле для обретения преходящих, утилитарных ценностей, будь то их собственные доходы или же убранство их храма».

Православные прошли по Дивееву крестным ходом