В Нижнем Новгороде прорабатывается внедрение туристической карты доступности

Как цифровой сервис может улучшить положение инвалидов

В Нижнем Новгороде прорабатывается инициатива по внедрению туристической карты доступности – сайта и мобильного приложения, которые позволяют туристам с ограниченной мобильностью ориентироваться в незнакомом городе и выбирать маршрут с учетом своих физических ограничений. Идея не нова – в Европе электронное облако Accessibility.cloud объединяет 120 карт доступности, на которых отмечено около двух миллионов мест. Существует программное решение, созданное российскими программистами – пока бесплатное для отечественных городов. Нет только одного – самой доступности.

Как цифровой сервис может улучшить положение инвалидов
Мозговой штурм по внедрению туристической карты доступности в Нижнем Новгороде

На самом деле, решений может быть много. Туристическая карта доступности – одно из обязательных условий комфортного умного города, которое в скором будущем обязательно будет реализовано в каждом мегаполисе. Многие европейские города это уже сделали. В России попробовали сделать в Москве к чемпионату мира по футболу 2018 года, но из-за отсутствия обновлений, интеграции в европейское облако и некоторых других важных параметров проект не получился. Сейчас интерес к разработке и внедрению подобных сервисов проявляют как крупные компании, например «Яндекс», так и программисты, работающие в небольших начинающих компаниях.

Одним из таких стартапов является сообщество программистов ProAbility.me, основанное в 2018 году и провозгласившее своей целью «сделать мир доступным для всех». Его участники разработали карту доступности, ознакомиться с которой можно на одноименном сайте. В апреле 2019 года она была представлена в Нижнем Новгороде на Global City Hackathon, получила хорошие оценки со стороны общественных организаций, городской администрации и правительства Нижегородской области и в настоящее время рассматривается для внедрения.

Как это работает

При регистрации на сайте ProAbility.me (или установке мобильного приложения) сервис просит указать специфические ограничения, выделенные в три категории: люди с детьми, люди в возрасте и люди с инвалидностью. Последняя имеет три дополнительных раздела: кресло-коляска, слух, зрение. Сделав выбор, пользователь попадает на карту Google. В случае Нижнего Новгорода это будет обычная карта. Собственно, туристическую карту доступности можно увидеть на примере Батуми, где проект уже реализуется в пилотном варианте.

Доступность выделена цветом: зеленым – доступное место, оранжевым – частично доступное, красным – недоступное, синим – неоцененное место. Встроенный поисковик позволяет найти то, что нужно, например ресторан или набережную, и, включив фильтры, получить информацию о наличии туалетов, детских уголков, пеленальных столов, парковочных мест, пандусов. В будущем разработчики планируют добавить прогулочные маршруты, рейтинг пользователей, информацию об организациях, предоставляющих услуги для инвалидов и других целевых групп, и прочее.

Туристическая карта доступности Батуми Фото: proability.me

По словам руководителя ProAbility.me Родиона Попкова, критерии оценки доступности для карты Батуми были выработаны во взаимодействии с местной общественной организацией, объединяющей граждан с ограниченными возможностями здоровья. «Российским городам мы готовы предоставить наше приложение бесплатно, – заявил Попков на прошедшей в конце июля дискуссии по запуску туристической карты доступности Нижнего Новгорода, в которой приняли участие представители общественности, городской администрации и разработчики. – Однако одного лишь технического решения недостаточно. Необходимо создать рабочую группу при проектном офисе “Доступная среда» (действует при правительстве Нижегородской области. – Ред.), набрать волонтеров, которые наполнят карту содержанием, создадут маршруты и будут вносить обновления, присоединить сервис к европейским Accessibility.cloud и ENAT (European Network for Accessible Tourism – Европейская сеть по доступному туризму. – Ред.), а также инициировать сотрудничество с туристическими фирмами для разработки доступных туров».

Почему это работает

По оценкам разработчиков, рабочая группа будет стоить примерно пять или семь миллионов рублей в год, брендирование – 1,5 миллиона, техническая поддержка – 500 тысяч ежегодно. По идее в карте туристической доступности заинтересованы все, включая бизнес, поэтому перспектива ее реализации представляется вполне реалистичной.

«Различные карты доступности создавались и ранее, но они не прижились, потому что заинтересованности как таковой не было, – считает Роман Пономаренко, руководитель нижегородской региональной общественной организации инвалидов “Ковчег” и проектного отдела “Доступная среда” в АНО “Стратегии развития Нижегородской области”. – Туристическая карта доступности, о которой говорим мы, интересна всем. Она привлекает туристов, в том числе из-за рубежа, потому что интегрируется в мировое облако и открывает важную информацию о нашем городе. Так решаются важные задачи, которые входят в сферу ответственности городской администрации. В свою очередь, туристические компании получают новый продукт, новый сегмент рынка, который у нас пока не развит, но за рубежом очень активно развивается, а различные кафе, рестораны, музеи, выставки – бесплатную рекламу. Наконец, карта доступности интересна потенциальным туристам. По сравнению с обычными картами она удобнее, потому что дает более полную и специфическую информацию».

Как уже говорилось, одной из ключевых задач проекта является организация рабочей группы для наполнения туристической карты доступности. Информацию необходимо обновлять систематически, поэтому группа должна действовать на постоянной основе. Даже в перспективе, когда граждане станут сами оценивать и отмечать места на карте, потребуются усилия для модерации и проверки данных. Как считают аналитики из ProAbility.me, для поддержания в актуальном состоянии базы в пять тысяч мест требуется 10 сотрудников. Они же уверены, что наполнить карту содержанием и запустить ее можно за год.

Недоступная доступность

Вопрос в том, каким будет это содержание. О доступности городской среды для категории граждан с ограниченной мобильностью, в которую помимо инвалидов входят люди с детьми и пенсионеры, в России говорят уже много лет, и до сих пор это нерешенная проблема даже в таком крупном городе, как Нижний Новгород. Во многих случаях доступности нет даже там, где специальные средства предусмотрены. К таким выводам пришли представители Общественной палаты Нижегородской области, которые в конце июля побывали с инспекцией в поликлинике № 24 Автозаводского района Нижнего Новгорода. Общественникам пришлось на руках заносить внутрь инвалида-колясочника, потому что по пандусу заехать на крыльцо оказалось невозможно. А посетив следом автозаводский физкультурно-оздоровительный комплекс «Северная звезда», построенный всего несколько лет назад, они с удивлением узнали, что расположенный в нем бассейн вообще не оборудован для колясочников.

Фото: пресс-служба Общественной палаты Нижегородской области

До конца года члены Общественной палаты намерены проверить еще около 400 различных учреждений. «Мы хотели бы найти объекты, которые полностью адаптированы с точки зрения доступности для всех категорий инвалидов и маломобильных граждан», – выразил надежду заместитель председателя палаты, зампред рабочей группы «Доступная среда» Александр Цапин.

По итогам проверки будет подготовлен доклад, который должен стать руководством к действию. Но положительную роль в создании подлинно доступной среды может сыграть и цифровая туристическая карта.

«Обычно ведь как бывает – ну, давайте для инвалидов что-то сделаем, потому что они тоже имеют права. Но, как мы видим, это не приводит к результату, – поясняет Роман Пономаренко. – В случае с картой туристической доступности завязаны многие интересы, деньги, реклама. Это всем выгодно, поэтому может сработать».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 31 июля 2019

Заголовок в газете: Материализация доступности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру