Можно вспомнить и наводнение в Иркутске, которое вроде бы причиной имеет не человеческий фактор – природа-мать разбушевалась. Но ведь подобное на северо-западе Иркутской области происходит не впервые, поэтому можно было как-то подготовиться, предвидеть обилие дождей и наводнение. Была построена дамба, и власти гарантировали, что ничего не произойдет, но получилось совсем не так – гибель людей, разрушенные дома, необходимость выплачивать компенсации.
1 июня произошел взрыв в ГосНИИ «Кристалл» в Дзержинске, и до сих пор неизвестно, что взорвалось. Ингредиенты это были, как говорят, или что-то другое, но сила взрыва была такова, что стекла выбиты в сотнях домов.
Подобные происшествия имеют в своем основании то, что кто-то что-то недоделал, как-то недоуправлял. Как говорил Райкин, «на одну крутку недокрутил, на одну винтку недовинтил» – и бабахнуло.
И когда речь заходит о непрофессионализме, сразу возникает вопрос о подготовке. Как лучше готовить людей? Насильно не заставишь – а во всех сферах люди и обучаются, и добросовестно выполняют свои обязанности только по собственному желанию. И очень многие просто игнорируют нормы и правила.
Еще один момент. Столь частые аварии, взрывы и катастрофы происходят при наличии огромного количества контролирующих органов. Их тоже можно обвинять в непрофессионализме? Видимо, да, если их главная функция – контролировать, не допускать нарушения правил, а получается так, что они свои обязанности не выполняют. В результате мы получаем «Зимнюю вишню» и многое другое.
Вслед за этими соображениями неизбежно приходят мысли о коррупции, под которой нужно понимать вовсе не взяточничество, как это у нас принято. Коррупция связана с выполнением своих служебных обязанностей в личных интересах. У политологов есть выражение «поиск политической ренты», то есть извлечение выгод из собственного положения.
С точки зрения экономиста Владислава Иноземцева, следует разделять взяточничество с настоящей коррупцией. Но власть предержащие о коррупции вовсе не говорят, сводя всю проблему исключительно к взяточничеству.
Есть несколько видов коррупционных проявлений. Первое – контроль политической повестки, то есть включение в нее тех вопросов, которые выгодны тем, кто принимает решения и их исполняет. Второе – торговля влиянием. Третье – лоббизм (в России до сих пор нет закона о лоббизме). И, наконец, четвертое – инвестиции частных интересов, когда бюджетные средства, казалось бы, направленные на решение общественно значимых задач, при этом увеличивают личные доходы тех, кто причастен к принятию этих решений.
И если мы посмотрим на картину в Нижегородской области, мы все эти разновидности коррупции обнаружим. Достаточно посмотреть на составы нижегородских легислатур.
Кстати, в Кодексе этического поведения муниципального служащего написано, что руководитель не должен придерживаться протекционизма, фаворитизма и непотизма, то есть любого покровительства близким ему людям. Однако можно легко обнаружить существование династий во власти, когда дети депутатов Заксобрания и Госдумы становятся депутатами сельсоветов и земских собраний.
В результате нарушения принципов подбора кадров мы видим, что власть в экстренных ситуациях не проявляет себя как власть; что органы, призванные информировать население и защищать его, не делают этого; что врачи теряют представление о собственном долге; учителя не учат, сантехники недокручивают гайки…
В марте 2019 года было подписано постановление правительства Нижегородской области о программе борьбы с коррупцией на три года стоимостью 3 001 500 рублей. Между тем показатели, по которым будет оцениваться программа, приняты такие, что легче нарисовать, чем выполнить, – никто не сможет проверить.
Кстати, о «липе». Если брать сообщения приближенных к власти средств массовой информации, смотреть на телевизионную картинку, мы обнаружим серьезные расхождения с действительностью. Вместо решения важных проблем нам рисуют некие декорации на сцене под условным названием «Нижегородская область».
И здесь, возвращаясь к теме кадровой политики формирования власти, надо признать, что «Команда правительства» – это такая же декорация. В действительности решение принимает главный человек в регионе, хотя и после некой процедуры, оставляющей большой список людей, мотивы участия которых в конкурсе не вполне понятны. Хотят они действительно решать задачи или же усесться в кабинет и собирать политическую ренту?
Вспомним подбор претендентов на пост главы фонда капитального ремонта. Известный профессионал Михаил Швыганов, показавший себя на посту руководителя товариществ собственников недвижимости в микрорайоне Верхние Печеры и на улице Родионова, попытался туда попасть – и не прошел даже первый этап, недобрав несколько баллов при прохождении теста. Кто составлял тест и кто оценивал результаты? Не исключаю, что изначально присутствовала незаинтересованность в приходе профессионала на эту должность, связанную с распоряжением несколькими миллиардами рублей.
И мы опять возвращаемся к проблеме нехватки профессионалов во власти, жалобам на низкую эффективность выполнения органами власти своих функций.
Качество государственного управления оставляет желать лучшего, и во многом ввиду отсутствия должной системы подготовки работников для соответствующих структур. Будущие чиновники получают знания о чем угодно, только не о госуправлении.
Есть несколько школ в мире, которые готовят таких специалистов. Ни один из подходов, используемых в этих школах, не реализуется в высших учебных заведениях России.
Автор: Виктор Лысов, политолог, старший преподаватель Нижегородского института управления РАНХиГС