Почему ребенок должен сам решать, чему учиться после школы

10.07.2019 в 13:34, просмотров: 1047

На выпускном вечере мне подарили книгу Ю. Н. Харари «Краткая история будущего». Очень символичное название, которое заставило остановиться и задуматься… В Нижегородской области более 14, 5 тысячи выпускников 11-х классов. Какое будущее их ждет?

Почему ребенок должен сам решать, чему учиться после школы
Фото: Роман Бородин

Для каждого из них наступил один из самых интересных этапов в жизни – этап выбора. Это занимательно и очень сложно одновременно. Вот такая метаморфоза жизни. И чем старше будут становиться ребята, тем выбирать труднее.

Позади ЕГЭ. Сколько волнений, переживаний, слез радости и огорчения. Каждый из выпускников шел именно к своей цели, и результаты тоже у каждого свои. И как бы ни относились к ГИА в форме ЕГЭ родители – результат налицо: спектр открывающихся перед ребятами возможностей огромен. Но, беседуя с родителями, прихожу к выводу, что мы, взрослые, часто лишаем детей права выбрать то, что действительно их интересует.

Мы пытаемся за своих детей принять серьезное решение. Конечно, каждый родитель ребенку желает только самого лучшего. Но порою мы начинаем воплощать в жизни детей свои неудовлетворенные амбиции.

И в этом заключается, на мой взгляд, одна из самых серьезных ошибок. Каждый человек уникален, он не похож ни на кого, даже на родителей. Прислушайтесь к мнению своих детей.

Еще одна ошибка заключается в том, что мы вместе с детьми на первое место ставим вопрос, в каком городе учиться. Согласитесь, звучит многообещающе – мой ребенок учится в Москве! Но на деле далеко не все поступившие чувствуют себя комфортно в сложной студенческой среде вдали от дома.

Только во вторую очередь мы думаем, какой вуз и факультет выбрать, и лишь потом отвечаем на самый главный вопрос – а кем хочет быть ребенок, в какой научной области будет развиваться, на каком предприятии работать. Получается, что, планируя будущее наших детей, мы ключевой аспект отодвигаем на задний план.

Не секрет, что часть выпускников поступает на некоторые факультеты в вузы по остаточному принципу исходя из суммы полученных баллов. Лишь бы получить диплом о высшем образовании. Что ждет их в дальнейшем? Будут ли они востребованы на рынке труда? И будут ли они счастливы на своей будущей работе, которую они не выбирали?

Фото: из архива И. В. Тузиковой

Давайте предоставим право выбора самому выпускнику! Даже если он допустит ошибку, это будет его собственная, и он должен с ней справиться.

Каждому выпускнику необходимо смоделировать свою профессиональную траекторию развития. Логично делать это в следующем порядке: определиться, кем и где я хочу работать, внимательно изучить перспективы развития нижегородского региона, а затем попытаться понять, какое образование для этого нужно получить. Такое образование, вероятнее всего, будет фундаментальным и качественным.

2019-й назван Международным годом Периодической таблицы химических элементов, открытой нашим знаменитым соотечественником. Вспомним знаменитую фразу Д. И. Менделеева: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».

Безусловно, педагогическому сообществу Нижегородской области можно гордиться своими выпускниками, олимпиадниками, медалистами, стобалльниками, значкистами ГТО. Среди них обязательно будут инженеры, врачи, артисты, финансисты, ученые, педагоги, дипломаты и спортсмены. Не так важно, кем именно они станут. Гораздо важнее, чтобы наши выпускники жили по совести.

Будут взлеты и падения в жизни ребят, будут и ошибки – все их допускают. Главное, вовремя их признавать и двигаться дальше. Учиться нужно не переставая, всю жизнь. Дорогие наши выпускники! Пусть каждый новый день будет полон открытий и новых достижений.

Берегите самое ценное в жизни человека – своих родителей и близких людей, почитайте учителей и наставников, стремитесь открыть новое в науке, вы – наша надежда и наше будущее! Выбор за вами.

Автор: Ирина Тузикова, директор ГБОУ «Лицей-Интернат «Центр одаренных детей»