Выпускные вечера в школах превращаются в ярмарки тщеславия

Почему выпускные вечера в школах Нижнего Новгорода, как и по всей России, превращаются в ярмарки тщеславия и даже небогатым родителям приходится тратить огромные деньги на наряды своих чад, на лимузины и ночные клубы?

Выпускные вечера в школах превращаются в ярмарки тщеславия
Фото: Pixabay

Стремление выглядеть лучше других заложено в природе человека. А вот за счет чего – зависит от воспитания. Если родители стараются показать, что их дети умнее и талантливее других, это один способ, если хотят показать, что они более обеспечены, – другой.

Тем, кто разбогател, хочется пустить всем пыль в глаза и показать, как они преуспели в этой жизни. У нас не тот этап развития капитализма, когда богатые одеваются так же скромно, как и бедные. Это на Западе вы не всегда определите уровень благосостояния по внешнему виду. Богатые могут одеваться в те же футболки и джинсы. Хотя машины обычно будут другими, а квартиры и дома – совершенно другими.

Публичная демонстрация своего богатства характерна для определенного этапа развития общества и людей определенного уровня культуры. Но желание «выпендриваться», самоутверждаясь таким способом, вечно.

Должно ли что-то предпринять государство? Наверное, ему не стоит пытаться влиять на порочную традицию, кроме как через общее повышение уровня общественной культуры и морали, которое не может быть достигнуто разовыми решениями. Прикажешь не ездить на лимузинах – будут нанимать лошадей, кареты, придумают что-то другое, чтобы показать, что они богаче других. И проблема здесь не столько в соревновании между классами, между школами, сколько в глубоком социальном расслоении общества.

В советское время все жили примерно одинаково, кто-то богаче, кто-то беднее, но без разительных – на порядки – различий в уровне доходов. Сейчас это есть. И в школах на соседних партах сидят дети, у которых родители едва дотягивают до зарплаты, и дети из очень состоятельных семей. Такое положение вызывает вопрос о том, как им общаться и взаимодействовать.

Идеальных решений нет, но меры, снижающие остроту проблемы, есть. Одна из них – это обязательная школьная форма и запрет носить драгоценности и другие предметы, указывающие на уровень достатка. Выделяться можно только за счет своих способностей и усердия.

Проблема это не российская, а общемировая. Во многих вузах и школах всего мира есть дифференциация, расслоение детей по уровню дохода родителей. Например, в Соединенных Штатах Америки цена жилья во многом определяется тем, какая школа расположена рядом. В район с хорошей школой постепенно переселяются люди, готовые заплатить за обучение в ней своих отпрысков. Спрос повышает цену на такое жилье.

Работает ли этот механизм в наших условиях? В определенной степени да. Есть много других факторов: престижность места, расположение, близость к властным институтам и так далее, – но и репутация школы имеет значение.

Как наше общество со столь глубокой, кричащей дифференциацией доходов, фактически разделившееся на касты – небогатое большинство и элита (новое дворянство), – может решить проблему взаимоотношений между детьми из разных социальных слоев?

Если в один класс попадают дети из семей с существенно разнящимися доходами, им очень сложно контактировать. У одних возникает комплекс неполноценности, у других – стремление, часто перенятое от родителей, продемонстрировать свое превосходство. И школе приходится как-то регулировать эти вопросы.

Но это та проблема, которая стоит перед обществом в целом. Ситуация в школах – лишь одно из ее проявлений. Вообще кричащее неравенство между гражданами по уровню доходов – это одна из главных болевых точек российского общества, и этот раскол только усиливается, последствия чего нам еще предстоит почувствовать.

Мы видим, как люди, живущие в одной стране, перестают ощущать себя единым целым. Люди с ненавистью относятся ко многим своим согражданам, которые отличаются от них уровнем доходов. Многие с завистью смотрят на москвичей, имеющих более высокий уровень жизни, на успешных предпринимателей, чиновников-коррупционеров, представителей некоторых хорошо оплачиваемых профессий и т. п.

Как школа может регулировать эти процессы? Ей-богу, не знаю. Но жизнь заставляет искать какие-то ответы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 3 июля 2019

Заголовок в газете: Отражение кричащего неравенства

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру