Народный фронт анализирует нижегородские проекты благоустройства

Наверное, почти каждый из нас хоть раз задавался вопросом о том, почему плитку на тротуаре положили криво или зачем дорожники кладут асфальт в снег. Технологии, которые применяются при выполнении таких работ, несложные, но нарушаются сплошь и рядом. Для того чтобы понять, в чем дело, представители центрального штаба Общероссийского народного фронта провели совещание с представителями муниципалитетов Нижегородской области, победивших во всероссийском конкурсе «Малые города и исторические поселения».

Народный фронт анализирует нижегородские проекты благоустройства
Фото: Александр Поздняков

Впервые конкурс состоялся в 2018 году. По его итогам между 43 регионами распределили 4,9 миллиарда рублей из федерального бюджета на реализацию проектов благоустройства. Из них 325 миллионов рублей досталось четырем городам в Нижегородской области: Арзамасу, Выксе, Семенову и Сарову. Этим летом они приступили к выполнению работ.

В конкурсе 2019 года победили еще четыре города. Дзержинск выиграл 50 миллионов рублей на благоустройства входной группы городского парка. Богородск – 80 миллионов рублей на проект благоустройства территории вокруг Кабацкого озера. Урень и Навашино – около 50 миллионов рублей каждый на проекты благоустройства парка «40 лет Победы» и сквера Корабелов.

«Для города с населением 20-25 тысяч человек (участвовать в конкурсе могут малые города с численностью до 100 тысяч человек включительно. – Ред.) это достаточно большой объем средств на решение тех вопросов благоустройства, которые уже в городе назрели, – заявил координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды ОНФ, проректор МАРХИ по проектному управлению Павел Жбанов, открывая совещание в Нижнем Новгороде. – Относительно большой, скажу так. По крайней мере, тот объем, который выделяется муниципальными образованиями на решение этих вопросов, гораздо меньше. Поэтому абсолютно ясно, что средства, которые выделены по решению Президента, должны быть использованы максимально эффективно».

Право на участие в конкурсе «Малые города и исторические поселения» имеют 27 городов Нижегородской области. Как пообещал Жбанов, в конце концов выиграют все, это вопрос времени. В дальнейшем конкурс будет расти. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России намерено увеличить количество победителей и общий объем финансирования.

«Сейчас мы хотим понять, какие типичные проблемы возникают на стадии реализации конкурсных заявок, чем ОНФ может помочь в их решении, что можно улучшить в условиях конкурса и так далее, – пояснила сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта Елена Цунаева. – Ведь наша общая задача состоит в том, чтобы граждане России почувствовали себя счастливыми и захотели жить там, где они живут».

Контуры проблематики

Удорожание стоимости работ по сравнению с первоначальным планом, отраженным в конкурсной заявке, – первое, с чем столкнулись муниципалитеты, победившие в 2018 году. Понимая, что без гарантий победы в конкурсе местные администрации вряд ли станут платить за подготовку рабочей проектно-сметной документации, Минстрой сознательно облегчил требования к заявочным материалам. По сути, от участников требовалось представить что-то вроде презентации, планировочное решение, даже не архитектурный проект. И только на этапе проектирования выяснилось, что некоторые победители нарисовали в нем такие райские кущи, что даже финансовая помощь региона и дополнительные средства самого муниципалитета не могут их обеспечить.

«По двум городам мы вынуждены были повторно в декабре проводить обсуждения с жителями, создавать межведомственную комиссию, корректировать концепцию, разбивать ее на части, терять время, – рассказала начальник управления капитального ремонта и благоустройства министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области Александра Шарапаева. – Мы понимаем, что такая проблема не только у нас. Нам повезло, что у нас она не столь масштабна. Мы были хотя бы близки к тем планам, которые заявили в концепции».

Относительно близки, скажем так. По словам ректора Нижегородского архитектурно-строительного университета Андрея Лапшина, в некоторых случаях разница в стоимости работы, заявленной на конкурс, и реальной достигала 200-300%. ННГАСУ проектировал объекты в Семенове и Арзамасе.

«В итоге проектировщикам приходится все переделывать, что увеличивает сроки, – отметил Лапшин. – По одному из городов по результатам разработки проектно-сметной документации стоимость выполнения работ составила 240 миллионов рублей. Потом губернатор мне говорит: «Андрей Александрович, а ты думаешь, бюджет у нас резиновый? Вот есть 110 миллионов с учетом средств всех бюджетов, укладывайтесь в них». - Концепция опять меняется, пересогласовывается, время идет, все нервничают».  

По мнению ректора ННГАСУ, за наполнение конкурсной заявки реальным содержанием, а не яркими, но оторванными от действительности образами вроде смотровой башни высотой 54 метра и стоимостью 1,2 миллиона рублей должны отвечать главы муниципальных образований. Но у них свои обстоятельства. Им надо подготовить такую заявку, которая вызовет интерес у членов жюри. Отсюда полет фантазии и буйство красок. А на деле выясняется, что половина выигранных денег, а то и больше, уходит только на обустройство инженерных коммуникаций, о которых на этапе заявочной компании никто не думал. Как рассказал Павел Жбанов, Минстрой эту проблему понимает, и, скорее всего, в будущем от конкурсантов будут требовать что-то более конкретное, например, архитектурный проект.

Сроки жмут

Объект благоустройства должен полностью соответствовать тому, что было заявлено на конкурс. С учетом описанных выше нюансов исключения из этого правила делаются постоянно, вносятся правки. Они должны быть согласованы в нескольких инстанциях, на это уходит время. Между тем даже без проволочек подготовка проектной документации и проведение конкурсов среди подрядных организаций занимают месяцы. Учитывая сезонность работ, у муниципалитетов всегда есть шансы не успеть выполнить благоустройство. Но поскольку деньги должны быть освоены в срок, откладывать нельзя. Ответ на вопрос «зачем дорожники кладут асфальт в снег» находится именно в этой плоскости.

«Хорошо, что к нам не было претензий со стороны надзорных органов, – отметил первый заместитель главы администрации Арзамаса Михаил Гусев. – У нас бывали случаи, когда мы разбирались с Федеральной антимонопольной службой по два месяца. В конечном итоге мы уходим в зиму, и ничего хорошего не получается. А если бы археологи что-нибудь нашли? Что дальше? Нужна экспертиза. Работы встают. А у нас год на реализацию проекта. Как мы зимой будем укладывать брусчатку? Считаю, что на такие масштабные проекты, по крайней мере в исторических поселениях, надо отводить больше времени – не меньше полных двух лет. Год на проектирование и сбор всех документов, еще год на реализацию».

О необходимости увеличить сроки – кто вскользь, кто прямо – говорили практически все участники совещания.

«К концу декабря победители конкурса 2019 года уже должны иметь договоренности по строительно-монтажным работам, – рассказала Александра Шарапаева. – Но 70-80 дней на проектирование недостаточно. Только проведение историко-культурной экспертизы, которая может потребоваться в исторических поселениях, занимает три-четыре месяца. Если есть возможность, продлите сроки хотя бы до апреля».

«Мы должны пройти массу согласований и процедур, это очень длительный процесс, – заявил заместитель главы администрации Сарова по капитальному ремонту, строительству и архитектуре Владимир Еминцев. – Может быть, Минстрою лучше доверить часть работы региону? Мы бы смогли быстрее решать возникающие проблемы и сократить сроки подготовки проекта».

На этом терпение представителей ОНФ кончилось. «Вы просите увеличить до двух лет сроки на такие элементарные проекты? – удивился Павел Жбанов. – Мы говорим о благоустройстве, не о капитальном строительстве. Это проекты уровня детского утренника».

«Да, только деньги дают не детские, и отчитываться за них придется по-взрослому», – заметил кто-то из присутствующих.

«Но почему же вы не хотите дать людям больше времени, – послышался женский голос. – Дайте два года. В чем дело?»

Проректор МАРХИ обвел зал усталым взглядом. А ведь ему показали только часть айсберга. При благоустройстве на местах руководители сталкиваются с массой проблем.

Инвесторы и подрядчики

Например, подрядчики. Профессионалов мало. Параллельно конкурсу выполняются работы в рамках программы «Формирование комфортной городской среды», и многие организации уже заняты. Рабочих рук не хватает. Так, в Выксе пришлось заключать повторные договора на благоустройство по конкурсу «Малые города», потому что строители не справились со взятыми обязательствами.

«Мы живет в условиях 44 ФЗ (федеральный закон о госзакупках, по которому победителем объявляется организация, предложившая за свои услуги наименьшую цену. – Ред.), и кто придет к нам на проектирование, мы не знаем, – напомнил Владимир Еминцев. – К нам пришел проектировщик, с которым мы нахлебались выше крыши. Уровень выполнения работ очень низок, это общая для всех проблема».

Заявленные на конкурс проекты должны быть поддержаны бизнесом. Таково одно из требований Минстроя. На стадии идеи от инвесторов нет отбоя. Но когда доходит до дела, оказывается, что настоящих предпринимателей, готовых тратить деньги на перспективу, не так много или денег у них нет. В итоге муниципалитеты вынуждены в спешном порядке искать замену. По словам Александры Шарапаевой, в целом все с этой задачей справляются, но время уходит.

«У нас была такая ситуация, с грехом пополам мы срочно нашли другого инвестора, – сказал Михаил Гусев. – Он посмотрел на это дело и говорит: «Хорошо, допустим, вложу деньги, но как я потом буду этим владеть?» Начали заниматься землей. Почти целый год ушел на то, чтобы выделить земельный участок и определить место для строительства. По пути выяснилось, что идея первого инвестора построить кафе не подходит, потому что на парковой территории продавать алкогольную продукцию запрещено. Решили строить развлекательный детский центр. Но это более масштабно, за год они не успеют. Будем отчитываться ходом работ, конкурс это позволяет».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 26 июня 2019

Заголовок в газете: Большие проблемы малых городов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру