Почти 322 тысячи нижегородцев имеют доход ниже прожиточного минимума

Похоже, власти серьезно озаботились борьбой с бедностью. Вот только в некоторых регионах эта борьба приобретает странные формы. Например, власти предлагают не помогать тем, кто имеет огороды или свободную жилплощадь, пригодную для сдачи внаем. А что происходит в Нижегородской области? Об этом рассказывается в докладе министерства социальной политики региона.

Почти 322 тысячи нижегородцев имеют доход ниже прожиточного минимума

Сколько их и кто они?

Почти десять процентов населения Нижегородской области – 321 858 человек – имеет доход ниже прожиточного минимума.

В Нижегородской области проживают 3 234 752 человека, из которых 662 213, или 20,5%, – сельские жители. В городском населении 50,7% трудоспособных граждан, в сельской местности – 47%.

Доход менее величины прожиточного минимума на одного человека имеют 9,95%. Исходя из предоставленного региональной службой статистики выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в указанном количестве бедного населения 252 тысячи человек проживают в семьях (105 тысяч семей).

В 22% таких домохозяйств нет детей. В это число входят и одиноко проживающие нижегородцы. В 99% случаев в этих семьях есть люди трудоспособного возраста.

27% семей имеют одного ребенка. Из них 35% проживают в сельской местности, 65% – в городе. Домохозяйства с двумя детьми составляют 35% (40% проживают в сельской местности, 60% – в городе).

Вопреки сложившимся стереотипам многодетные семьи – с тремя и более детьми – это далеко не самая многочисленная часть бедных. Их 16% от малообеспеченных домохозяйств. Причем 39% таких семей проживают на селе, а 61% – в городе.

По данным Росстата, доходы жителей Нижегородской области состоят на 38% из зарплаты, на 20% – из социальных выплат. 30,81% – иные доходы, том числе так называемые «теневые» или «не учитываемые». Вот с ними-то власти и пытаются бороться.

Все в кредитах

На первом этапе реализации пилотного проекта в Нижегородской области провели оценку реального уровня и структуры бедности. Регион был разделен на девять условных округов. Всего специалистами органов социальной защиты, обученными технологиям проведения интервью, обследовано 6,5 тыс. домохозяйств (26,5 тыс. человек). Из общего числа 3468 человек оказались неработающими. В их числе 2269 женщин, 740 мужчин и 459 совершеннолетних детей. Основную часть неработающих составляют граждане, нетрудоустроенные в период от 1 года до 3 лет, а 5% не работали никогда.

В ответах на вопросы о причинах безработицы 39% опрашиваемых называют основным фактором отсутствие работы по месту жительства, а 28% – недостаточный уровень заработной платы.

Анкета включала шесть разделов: жилье, имущество, занятость, характеристика семьи, доходы и расходы семьи.

При проведении анализа структуры расходов семьи было установлено, что средняя доля затрат на питание в совокупном доходе семьи составляет 24%, на оплату ЖКУ – от 10 до 13%, на транспорт – 6%. 13% доходов таких семей тратится на выплату кредитов.

Среди причин бедности специалисты министерства социальной политики называют низкий уровень оплаты труда (63%). «Бедность работающих напрямую связана с уровнем образования – 59% имеют среднее специальное образование», – говорится в докладе. 35% семей живут в бедности постоянно, 30% сельских семей отмечают отсутствие работы по месту жительства.

На сегодняшний день в Нижегородской области 80% (255,9 тыс. человек) малообеспеченных граждан получают социальную поддержку. 20% (64,3 тыс. человек) за ней даже не обращались.

Выборочный анализ позволил сделать вывод, что основными причинами для этого являются: неофициальная занятость (52%), сложности с вакансиями в населенном пункте по месту жительства (30%), нежелание устраиваться на низкооплачиваемую работу (17%), отсутствие мотивации к труду (1%). В последнем случае минимальные жизненные потребности удовлетворяются продуктами личного подсобного хозяйства. Есть среди этих людей те, кто ведет асоциальный образ жизни, но есть и просто безработные.

Что им положено?

Для малоимущих семей с детьми законодательством Нижегородской области установлены:

– ежемесячное пособие на питание беременным – 600 руб.; единовременное пособие на рождение первого и второго ребенка – 8000 руб., при рождении третьего или последующих детей в размере 10 000 руб., ежемесячное пособие на детей многодетных одиноких матерей с четырьмя и более детьми (планируемая численность за 2019 год – 14 272 чел. предусмотрено средств в региональном бюджете 111,1 млн руб.);

– пособие на ребенка в размере 100 руб. в месяц, пособие на ребенка одинокой матери – 200 руб., пособие на ребенка, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву – 150 руб., пособие на ребенка инвалида одинокой или многодетной матери – 1000 руб. (численность за 2019 год – 109361 чел., предусмотрено – 162,1 млн руб.);

– пособие на ребенка-инвалида с третьей степенью выраженности ограничений по одной из основных категорий жизнедеятельности человека в размере 7500 руб. и со второй степенью выраженности ограничений по способностям к самообслуживанию и к самостоятельному передвижению – 4000 руб. (численность за 2019 год – 1720 чел., предусмотрено – 134,7 млн. руб.);

– единовременное пособие при усыновлении (удочерении) детей до 7 лет – 100 000 руб. и старше 7 лет или детей-инвалидов – 200 000 руб. (численность за 2019 год – 197 чел., предусмотрено 22,1 млн руб.);

– региональный материнский капитал при рождении третьего или последующего ребенка в размере 100 000 руб. (численность за 2019 год – 13530 чел., предусмотрено 459,1 млн руб.);

– ежемесячная денежная компенсация стоимости молочных специальных продуктов питания детей первого года жизни в размере 1371 руб. (при среднедушевом доходе семьи меньше двух величин прожиточного минимума в расчете на душу населения), на детей от года до двух лет – 928 руб. (численность за 2019 год – 17 883 чел., предусмотрено 257,3 млн руб.);

– ежемесячная денежная выплата на обеспечение питанием детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в размере 792 руб. (численность за 2019 год – 32 500 чел., предусмотрено 234,7 млн руб.);

– ежегодная единовременная выплата к началу учебного года – 879 руб. (численность за 2019 год – 35 000 чел., предусмотрено – 31,1 млн руб.).

Обязанность регионов установить пособие на ребенка, пособие на питание беременных и меры социальной поддержки по обеспечению молочными продуктами питания закреплена федеральным законодательством.

«Выплата указанных пособий является ощутимой нагрузкой на региональный бюджет (более 400 млн руб. в год), – говорится в материалах минсоцполитики, – при незначительной эффективности данных мер поддержки».

И тут нельзя с этими выводами не согласиться. Доплаты по 100–200 рублей – это просто какое-то издевательство. Понятно, почему некоторые за пособиями и не обращаются.

Впрочем, согласно региональному «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области») предусмотрена адресная государственная социальная поддержка в виде ежемесячного социального пособия (при доходе семьи ниже 50 процентов величины прожиточного минимума в расчете на душу населения) либо единовременного социального пособия (при доходе семьи от 50 до 100 процентов величины прожиточного минимума) (численность за 2019 год – 20 893 чел. предусмотрено средств 115,2 млн. руб.).

Социальный контракт

Государственная социальная помощь в Нижегородской области предоставляется в том числе на основании социального контракта.

В 2018 году заключено более 27 тысяч социальных контрактов. При этом трудную жизненную ситуацию преодолели порядка 10% получателей социальной помощи.

Специалисты минсоцполитики отмечают низкую эффективность социального контракта, так как малоимущей семьей занимается только соцзащита, а чтобы реально помочь людям выйти из трудной жизненной ситуации, этого недостаточно. Однако законодательством иное не предусмотрено.

Малоимущие семьи в большинстве своем не торопятся выполнять условия соцконтракта. Специалисты связывают это с незначительным размером выплаты, которая не стимулирует исполнение получателем социальной помощи и членами его семьи обязательств.

Исключить грошовые пособия

Региональное министерство социальной политики предлагает исключить из законодательства региональные пособия на ребенка, на питание беременных и детей до трех лет. Для этого нужно внести изменения в федеральные законы от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (статья 16) и от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 52). Высвободившиеся средства направить на софинансирование доплаты малообеспеченным гражданам до прожиточного минимума.

«Для преодоления малообеспеченными семьями бедности необходимо совершенствование механизма социального контракта, – говорится в докладе, – предусматривающего расширение участников социального контракта, участвующих в реализации его мероприятий, включающих трудоустройство, переобучение и повышение квалификации, обеспечение местами в детских садах и образовательных организациях, качественное медицинское обслуживание и патронаж, организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела».

Предлагается ввести ответственность участников социального контракта в рамках отдельного соглашения о сотрудничестве, в том числе с министерствами здравоохранения, образования, сельского хозяйства, транспорта, промышленности, торговли и предпринимательства; модернизировать индивидуальную программу социальной адаптации семьи.

Предлагается бороться с теневыми зарплатами. Для этого «совершенствовать работу межведомственных комиссий», выявлять правонарушения в сфере трудовых отношений.

Управлением по труду и занятости населения Нижегородской области в рамках реализации пилотного проекта по борьбе с бедностью планируется создать на территории Нижегородской области в сферах обрабатывающих производств, сельского хозяйства, торговли, транспортировки и хранения, строительства, здравоохранения и образования в 2019 году 12 300 новых рабочих мест, в 2020 году –12 800 новых рабочих мест, с 2021 по 2024 год – по 13 250 новых рабочих мест в каждом году.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 26 июня 2019

Заголовок в газете: Как побороть бедность?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру