Кинолог из нижегородской полиции рассказал о своей профессии

21 июня прошел День кинологических подразделений МВД России

Человек с собакой сразу привлекает внимание прохожих. Особенно, если человек в форме, а собака у него - служебная. Сергей Серов возглавляет кинологическую службу в городском управлении МВД. Он отвечает за профессиональную подготовку собак, которые наряду с сотрудниками полиции ежедневно несут службу по охране нашей с вами безопасности.  

21 июня прошел День кинологических подразделений МВД России
Сергей Серов и его Зедан

В его подразделении 15 четвероногих сотрудников – каждый прошел серьезное тестирование, стоит на довольствии и имеет внушительный послужной список, где отмечены все раскрытые им правонарушения.

- Сергей Андреевич, как вы выбирали профессию?

- Я родился и вырос в Городце. В детстве, как у многих, у меня была собака – немецкая овчарка. Она прожила 14 лет, дождалась меня из армии. Я занимался с ней, ходил в кинологический клуб. После армии остался служить по контракту, а потом пригласили работать в милицию по кинологическому направлению. Начинал младшим инспектором-кинологом при Городецком отделе внутренних дел, дорос до начальника отделения, а с прошлого года служу начальником Центральной кинологической службы по Нижнему Новгороду.

Никогда не думал, что детское и юношеское увлечение станет моей профессией. Но так уж получилось, и не жалею!

- Как живется вашим собакам в подразделении?

- У нас 15 собак: овчарки немецкие, восточноевропейские и бельгийские; ротвейлеры и ризеншнауцер. Все собаки на домашнем содержании. У меня, например, дома живет бельгийская овчарка и тоже выходит на службу по графику. Работают собачки по взрывчатым веществам, оружию и наркотикам, также есть поисковые собаки.

- Как вы их тренируете?

- Тренируем только за счет рефлексов и инстинктов. Любая собака хочет кушать и хочет играть – так проявляется инстинкт добычи. На этом и работаем – совмещаем лакомство с искомым веществом. Все мы знаем теорию Павлова – так включается инстинкт, и собака ищет именно тот запах, к которому приучена.

- Ни одно массовое мероприятие в Нижнем Новгороде сейчас не проходит без ваших собак. Как отработали на Дне России?

- Неплохо. К счастью, без происшествий. Выставлялись на площади Минина, вели предварительное обследование, смотрели, не оставил ли кто чего, потому что, по правилам, все бесхозные вещи сразу же проверяются собакой на предмет взрывчатки. Кроме этого, кинологи с собаками патрулировали территорию, где проходили праздничные мероприятия в течение всего дня.

- А есть конкретные результаты работы ваших собачек?

- Только за последнюю неделю буквально за сутки раскрыли разбой и грабеж. Отличились наши девочки: ротвейлер Тамарина и овчарка Мишель, ласково мы называем ее Мишей. Собачки дали направление, по этому направлению оперативники отработали и нашли правонарушителей.

- Сколько времени нужно, чтобы научить собаку искать наркотики или взрывчатку?

- Все индивидуально. У них как у людей: у каждой свой характер, свои данные – кто-то лучше принюхивается, кто-то хуже. Понять, насколько собачка предрасположена к службе, можно с самого детства. Специальное тестирование мы проводим еще со щенками и, если видим потенциал и необходимые для работы данные, продолжаем наблюдать и работать с ними.

Сначала приучаем к послушанию, а с 9 месяцев начинаем приучать к запахам – даем нюхать имитаторы взрывчатых или наркотических веществ, принюхиваться к следам и вещам. Если собачка предрасположена к поиску вообще, то уже не имеет большого значения, по какому направлению ее готовить: на поиск взрывчатки, наркотиков или следов.

По мере взросления продолжаем тестировать собачку, и если все хорошо, то принимаем на службу: оформляем договор, ставим на довольствие.

Старший инспектор кинологической службы Лариса Ломтева и овчарка Лагуна только что вернулись из школы, где перед ЕГЭ проверяли помещения на наличие взрывчатки

- Зарплату получает кормом?

- Фактически да: сухой корм премиум-класса, если собака приучена к нему, или «натуралку»: мясо и каши, если с детства щенка кормили этим. Все индивидуально, чтобы не было проблем с пищеварением. Кроме этого, выписываем поводки и ошейники – все как положено.

Потом обязательно отправляем в учебный центр – в Уфу, Ростов или Егорьевск. Там кинолог с собакой полгода обучается. После возвращения собака встает в график и начинает работать.

По ходу службы собачки еще не раз проверяются: каждый год выезжаем на двухнедельные сборы, повторяем пройденный материал. По итогам заключается акт о подготовленности собаки, который подшивается в личное дело.

На выставки также ходим, собаки получают свои титулы – и все это заносится в личное дело, так же, как и все раскрытые с ее помощью правонарушения.

- Предрасположенность к службе передается по наследству?

- Да, генетика во главе угла стоит! Когда мы тестируем щенка от своих собак, сразу видим, что ему передалось от родителей, бабушек и прабабушек - это видно уже по первым занятиям - щенок шустро соображает, что от него требуется.

- Как стать служебной собакой?

- Большей частью у нас собаки личные, то есть кинологи уже приходят со своими питомцами. Но если собачка по каким-то причинам не может работать, нам поставляет щенков Центральная кинологическая служба Нижегородской области – у них хороший питомник.

- Любая ли умная собака может стать служебной?

- Ум и способности к поиску – это немного разные вещи. По сути, глупых собак не бывает. Все зависит от проводника – кинолога.

Главное, чтобы он понимал, что именно ему подсказывает собака. У собаки есть нюх, а у кинолога - голова и глаза, и он должен смотреть вокруг на все 360 градусов и все подмечать.

По сути, инспектор - это опер с собакой. Он должен быстро вычислить ситуацию: что делал преступник, как он шел, где и почему остановился.

Если он умело применяет свои знания, собака будет работать очень хорошо. А если кинолог работает непрофессионально, то может загубить собаку даже с хорошими данными. К счастью, кинологи у нас хорошо обучены. Я занимаюсь сам лично: у нас есть на занятиях и теоретическая подготовка, и практическая часть, всегда проверяем и то, как сотрудник индивидуально занимается с собакой.

Вот, например, бывает, что после выезда на происшествие возвращается кинолог и говорит: «Мне кажется, что у меня собака плохо сработала». Тут же проверяем – создаем схожую ситуацию и смотрим, как действует собака.

Чаще всего выясняется, что кинолог на месте происшествия не совсем доверился своей собаке и даже где-то помешал ей. Я всегда говорю: «Умейте собаке доверять и умейте «читать» ее».

Важно постоянно развиваться, не бояться задавать вопросы и регулярно, даже дома отрабатывать с собакой рабочие ситуации, чтобы мы всегда могли делать качественно свою работу и чтобы следственно-оперативная группа при выезде на происшествие не говорила, что мы вместо балласта ездим (улыбается. – Ред.).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 26 июня 2019

Заголовок в газете: Сергей Серов: «Все бесхозные вещи сразу же проверяются собакой»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру