–14 мая была создана дирекция парков и скверов Нижнего Новгорода. С какой целью создана эта структура и что будет входить в ее задачи?
– Главная задача учреждения – обслуживание парков и скверов таким образом, чтобы они обрели качество, достойное туристического потенциала города. Любое общественное пространство надо содержать. Каким образом? Часть денег будет перераспределена из бюджета благоустройства города, а часть средств дирекция должна заработать сама. Она создана для развития зон отдыха жителей, поддержки социально ориентированного бизнеса и повышения туристической привлекательности города.
– Кто именно будет отвечать за парки?
– Основой штата дирекции станут парк-менеджеры. Один такой сотрудник сможет обслуживать несколько пространств. Мы взяли опыт Казани, там в дирекции работает 21 человек. Те, кто был в Казани или собирается ее посетить, могут посмотреть, как содержатся там парки и скверы. Мы хотим приблизиться к этому уровню управления.
– Туристов в нашем городе становится больше с каждым годом, но все равно Нижний заметно проигрывает в этом Москве, Питеру, Казани…
– По экспертным оценкам, Нижний Новгород обладает одним из самых больших туристических потенциалов в стране. Но он до сих пор не реализован в достаточной степени. Один из ключевых показателей здесь – уровень лояльности нижегородцев своему городу, рассчитываемый по методике известного мирового индекса Net Promoter Score – лояльность городу. В моем видении это то, насколько каждый житель готов стать промоутером Нижнего Новгорода – продвигать, рекламировать родину среди своих знакомых и деловых партнеров или друзей по социальным сетям. Это уровень доверия и любви.
– И как же, по-вашему, нижегородцы относятся к своему городу?
– Мы видим в социальных сетях, что некоторые критикуют, другие хвалят. Из «промоутеров» вычитаем «критиков», делим на общий показатель и получаем интегральный индекс. Нижний в последнее время демонстрирует рост индекса со средних значений.
– Что в Нижнем Новгороде может стать ключом к успеху и заставить туристов приехать к нам?
– ЧМ-2018 задал вектор, но его нужно развивать. Определенные шаги на уровне города уже предприняты. Появляются новые туристические маршруты, развивается система навигации и информирования гостей города. У нас уже есть собственные бренды: «Секреты мастеров», «Горький фест», «Интервалс» и «Глобал Сити хакатон».
Сейчас, из-за санкций в том числе, внутренний туризм приобретает популярность. Глава города очень внимательно следит за этой темой и дает оперативные поручения.
Мы должны до конца следующего года принять «Стратегию туризма – 2030». Не устаю повторять, что местоположение города – наш основной ресурс. Стартовые позиции очень хорошие.
– Чем конкретно можно заинтересовать туриста в нашем городе? Кроме массовых мероприятий.
– Целый ряд уникальных достопримечательностей, начиная с кремля и заканчивая памятниками модерна, которые к тому же расположены довольно компактно. В Москве, к слову, уже сложился бренд «Выходные в Нижнем». По этому показателю мы занимаем лидирующие позиции. Знаменитые волжские дали, наши закаты, наши набережные и Чкаловская лестница, Большая Покровская и Рождественская – все это визитные карточки Нижнего Новгорода.
– Если говорить о предпринимательстве, то какие основные проблемы у малого бизнеса в городе? Как их можно решить?
– Наш департамент в основном работает с предпринимателями, занимающимися торговлей и оказанием услуг. Основная задача – помочь, представить имеющиеся у города ресурсы как инструменты поддержки. Развиваем ярмарочную торговлю, привлекаем фермеров из районов области.
– Как вы относитесь к уличной торговле?
– Уличная торговля, разумеется, имеет свои особенности, но мы рассматриваем ее как один из перспективных сегментов. Она обеспечивает относительно дешевый доступ к потребителю для микропредприятий, начинающих предпринимателей.
Нестационарные торговые объекты (НТО) в городе продолжат свою работу. Современные ярмарки «Урожай», «Весенний дар», которые проходят у нас, это и праздник, и торговля.
Кроме того, мы стремимся оказывать и консультационную помощь. Создан АНО «Центр поддержки предпринимателей Нижнего Новгорода», который уже сейчас снимает массу вопросов по оформлению различной документации.
– Новые правила благоустройства, которые утвердила Дума Нижнего Новгорода в 2018 году, уже дают свой результат?
– Если сейчас пройти центр города, то мы увидим, что уже достаточно красивые и современные объекты появились в едином стиле. У бизнес-сообщества вырабатывается понимание одинаковых правил для всех. В конечном счете это послужит и на их благо, и на благо развития нашего города.