Россия возвращается к производству судов на подводных крыльях

Перспектива у судов на подводных крыльях есть не только в сфере туризма

Россия возвращается к производству судов на подводных крыльях. Это очень позитивный момент. Советский Союз в 1957 году стал первой страной в мире, которая запустила серийное производство таких судов.

Перспектива у судов на подводных крыльях есть не только в сфере туризма
Фото: Евгений Алексеев

Этим транспортом занимались многие страны еще с конца XIX века. Но именно наша страна показала в 1957 году первый вариант пассажирского судна «Ракета», и именно он пошел в серию. Американские суда на подводных крыльях появились спустя семь лет. СССР уже выпускал порядка десяти типов таких судов, включая морские варианты.

В 90-е годы Россия прекратила строить суда на подводных крыльях. Ранее выпущенные постепенно пришли в негодность и были списаны. Речное пассажирское сообщение фактически прекратило существование, остались только туристические теплоходы.

А я хорошо помню времена, когда «Ракеты» и «Метеоры» курсировали по Оке и Волге, и народ предпочитал душному автобусу и пыльной дороге поездку по реке – это было и быстро, и комфортно. Самым вместительным среди судов на подводных крыльях был «Метеор», который мог взять на борт более ста пассажиров – тем не менее, и он всегда был заполнен.

Сегодня мы видим попытку возрождения этого класса судов, что означает существенную поддержку ЦКБ имени Алексеева, которое получает заказы на новые разработки.

При этом, на мой взгляд, как всегда первопричиной таких изменений стало не желание возродить пассажирские речные перевозки (это лишь побочный дополнительный эффект), а, скорее всего, необходимость в военных вариантах таких судов. Как военное производство привело нас в космос, так оно даст и возможность возродить речной флот на подводных крыльях.

А вот какой ценой и в каких объемах – это уже будет диктовать экономическая целесообразность и эффективность. Суда на подводных крыльях – достаточно дорогое удовольствие, и вряд ли они могут стать транспортом ежедневного использования.

Одним из доказательств этого может служить предпринятая пару лет назад попытка наладить сообщение между Автозаводом и Гребным каналом в Нижнем Новгороде. Речной трамвайчик ежедневного использования себя не оправдывает. Да и для переправы на Бор горожане предпочитают паром и канатную дорогу, к тому же качество автомобильного сообщения тоже улучшилось со строительством второго Борского моста. Естественно, что речная переправа стала менее востребованной. Помочь могло бы только снижение цены билета, но в этом случае требуются дотации, а для них нужен какой-то резон.

Поэтому пока выбран, на мой взгляд, верный вариант туристического использования судов на подводных крыльях - для поездок из Нижнего в Городец и Макарьевский монастырь. Но и такое использование нужно организовывать. Должна быть обеспечена связь с туристическими агентствами, туроператорами, которые бы направляли турпоток на маршруты. Во-первых, это экзотика для России, во-вторых, это тот элемент туристического комплекса, который именно в Нижнем Новгороде может быть представлен.

Первый построенный в ЦКБ имени Алексеева «Валдай» уже поставлен в Ханты-Мансийский округ, но там ситуация попроще – кроме как по реке во многие населенные пункты ни на чем не доберешься, поэтому экономическая эффективность использования такого флота сомнений не вызывает.

Что касается Нижегородской области, то предварительно нужно продумать большое количество вопросов. Прежде всего, услуги судов на подводных крыльях должны быть востребованы в тех населенных пунктах, которые имеют неудобное транспортное расположение.

Вниз по Волге, по левой ее стороне, при отсутствии мостов и переправ имеются такие крупные поселки, как Фокино и Михайловское. Люди ежедневно должны думать, на чем им переправиться на правый берег Волги, чтобы доехать до Нижнего Новгорода. Неудобно расположен и Васильсурск. На автобусе оттуда можно добраться только через соседние регионы, и дорога занимает очень много времени.

Похожая ситуация и на Оке, по крайней мере, в населенных пунктах, расположенных по левому берегу до Мурома, где не так давно появился новый автомобильный мост, несколько смягчивший проблему. Поэтому перспектива у судов на подводных крыльях есть не только в сфере туризма. В свое время на таких «Ракетах» и «Метеорах» люди с большим удовольствием ездили и до Ярославля, и до Казани.

Сумеют ли правильно просчитать маршруты и добиться эффективного их использования? Региональное министерство транспорта и его глава, г-н Власов, должны все хорошенько просчитать и продумать совместно с речниками. В 2013 году «Водоход» отказался от перевозок судами на подводных крыльях ввиду их нерентабельности. А в России уже научились не дотировать убыточные проекты.

На мой взгляд, безусловным плюсом при разработке «Валдаев» стало уменьшение пассажировместимости и повышение комфорта – достаточное место для багажа, возможность пройтись, размять ноги.

Важно совместить желание и возможности, экономичность и комфортность. Я бы и сейчас с удовольствием прокатился на таких судах вместо душной машины или автобуса. Но увы и ах: 300-600 рублей до Городца в один конец - это дороговато.

Стоимость речных перевозок и авиасообщения почти сравнялась, отсюда и снижение пассажиропотока, турпотока. Вместо снижения затрат перевозчики повышают стоимость проезда, чтобы компенсировать нехватку пассажиров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 12 июня 2019

Заголовок в газете: Вместо душного автобуса

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру