Можно ли улучшить судоходство на Волге без строительства гидроузла

Защитники Волги стоят на своем, но водных ресурсов все меньше

05.06.2019 в 17:45, просмотров: 1802

В вопросе строительства Нижегородского низконапорного гидроузла большей ясности не появилось. Стороны – организаторы, участники и оппоненты (общественность) – идут своими параллельными курсами, при этом иногда больно «сталкиваясь» бортами.

Можно ли улучшить судоходство на Волге без строительства гидроузла
Острова становятся все больше, судовой ход - меньше Фото: ЦКБ имени Алексеева

Не допустим ухудшения

Губернатор Глеб Никитин, отчитываясь на Заксобрании, еще раз заверил, что в обиду жителей не даст. В то же время, по его словам, все понимают, что «гидроузел – это стратегический объект». Однако до сих пор нет ответа, к какому же окончательному варианту склоняется область, какие аргументы станут главными. Кто, в конце концов, будет принимать решение? И, может быть, вообще оставить в покое Волгу, без всяких построек? Напомним, в качестве альтернативы гидроузлу рассматривается вариант третьей нитки городецких шлюзов.  

Общественники продолжают приводить свои доводы на встречах с представителями федеральных структур, на заседаниях в научных коридорах РАН. Ученые получили подряды на обследование состояния Волги, результаты готовятся огласить к осени. Речные перевозчики, грузовые и пассажирские, говорят, что нет смысла планировать логистику и закладывать инвестиции при наступившем мелководье. Бурлаки-то давно уже перевелись на великой  русской реке!

Но есть большое сомнение, что даже научные коллективы смогут спрогнозировать климатические и прочие природные ландшафтные изменения на ближайшие два-три десятилетия. Останется ли река перевозящей артерией, или уже даже не стоит закладываться на строительство судов, и еще вопрос – каких судов? Думается, такими долгосрочными знаниями, теоретическими платформами и даже инструментарием наши специалисты не обладают. Для этого надо не только «снять показания» с нынешней Волги, но и простроить долгосрочную модель со множеством неизвестных. Нынешние исследования очень локальны.

Однако в Балахне, где к ситуации относятся очень серьезно, говорят, что даже если  гидроузла не будет, то надо приводить в порядок местную канализационную систему.

Почти три тысячи в зоне подтопления

Представители комитета защиты Волжской поймы объявили, что одержали очередную победу, дав отпор приезжавшим 30 мая в Балахну представителям проектировщика  ООО «Техтрансстрой», Росморречфлота и «Администрации Волжского Бассейна».

«В очередной раз проектировщик с заказчиком решили всех убедить в том, что будет все хорошо и никаких радикальных влияний не будет, что все проблемы в Балахне из-за поверхностных вод в период половодья, и это никак не связано с грунтовыми водами. Эти выступления были прерваны возмущенными возражениями противников гидроузла, которые уличили гостей в отсутствии аргументации, - пишут они. - Гости озвучили, что в зоне подтопления окажется 2545 одноэтажных частных домов, 115 двухэтажных, 30 трехэтажных и 138 пятиэтажных. Это примерно 28 500 жителей. Специалисты и активисты не согласились с озвученными явно заниженными цифрами по ущербу и по компенсациям». 

В очередной раз потребовали предоставить карты затопления и подтопления, которые активисты уже четыре месяца не могут получить от проектировщика.

По мнению «десанта», достаточно 2,9 миллиарда рублей на все защитные мероприятия, с чем все здравомыслящие не согласны, да и проектировщик не скрывал, что для приведения Балахнинского района в норму необходимы суммы на несколько порядков больше».

«В результате трехчасовой напряженной встречи «гости» не смогли добиться сокращения списка вопросов и требований по проекту плотины, которые поступили от жителей Балахны в адрес губернатора и министерства экологии (более 600)», - сообщают защитники Волги.

Тем временем речники уверены, что других вариантов для возобновления судоходства нет или они очень сложны и потребуют чересчур  тонкой настройки и  межведомственного взаимодействия с теми же энергетиками, благополучие которых зависит от наполнения водохранилищ и графиков сброса, работы шлюзов. На последнем расширенном заседании рабочей группы 30 мая под руководством заместителя руководителя Росморречфлота Виктора Вовка, где был и руководитель Верхне-Волжского БВУ  Александр Баринов, участники констатировали, что «ресурс Рыбинского и Горьковского водохранилищ при обеспечении минимальных навигационных отметок на Рыбинском и Горьковском водохранилищах в настоящее время ограничен и составляет всего 9,7 куб. км, тогда как для минимально возможных глубин на период навигации потребуется 23,6 куб. км ресурса».

Горьковское водохранилище остается не наполненным до конца: процент заполнения весь май был около 80% и только к концу месяца перевалил за 90%.

Уровень воды в Волге, по данным гидропоста в Нижнем Новгороде, на 30 мая  составляло 213 см над нулем поста. Минимальный уровень, по данным сервиса All Rivers.Info,  - 156 см, зафиксированный максимум 877 см (.фото картинка в полосе)

Ширина судового хода у Стрелки при подходе к причалам на Нижне-Волжской набережной значительно сужена. Острова наступают. Очевидно, что есть и рукотворные причины происходящего.

Кроме того, в мае на областную комиссию по землепользованию вынесены результаты публичных слушаний по корректировке генплана и правил землепользования и застройки Нижнего Новгорода в части территории размещения гидроузла. Изменения частично касаются рекомендуемых территорий земель общего пользования (транспортной и инженерной инфраструктуры, озеленения, пешеходных связей и пространств), зоны Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками), зоны Р-3н (зона набережных), зоны Р-1 (зона особо охраняемых природных территорий), Осп-л (зона лечебно-оздоровительных учреждений), Жи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки) на зону С-1 (зона водозаборных, иных технических и инженерных сооружений) в Сормовском районе в целях размещения объекта «Нижегородский низконапорный гидроузел, строительство на р. Волге, пропускной способностью не менее 25 млн т в год.

Где же наши «подводные крылья»?

Между тем нижегородцам обещали этим летом возобновление хотя бы туристических перевозок до Городца и Макарьева. Но пока нет ни расписания поездок, ни решения, кто будет оператором.

Министр транспорта и автомобильных дорог Вадим Власов на минувшей неделе, после заседании правительства области, подтвердил корреспонденту «МК в НН», что речные перевозки из Нижнего Новгорода в Городец и Макарьев на судне «Валдай» должны быть запущены в ближайшее время.

Однако, по его словам, пока нет окончательного решения по дате старта и перевозчику. «Это обсуждается в рабочем порядке», - пояснил Вадим Власов, уточнив, что речь идет пока о запуске одного судна.

«Недавно было подписано распоряжение правительства о передаче в собственность Нижегородской области первого «Валдая», и в ближайшее время, после оформления, он пойдет по маршруту. В июле 2019 года должно быть готово еще одно судно, и далее в соответствии с графиком до 2020 года мы планируем получить следующие», - уточнил Власов.

Напомним, в прошлом году правительство Нижегородской области подписало соглашение (по словам министра, с «Машкомлизинг» и «Волгатранс») на приобретение четырех «Валдаев 45Р», построенных на верфи ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева.

Владельцем первого «речного автобуса» станет Управление делами правительства Нижегородской области.

«Сейчас выбираем оператора, который будет выполнять речные туристические и пассажирские перевозки и сможет предоставить лучшие условия по экономике и, главное, по надежности. В прошлом году было заключено соглашение с «Волготрансом» (Самара) на получение льготного лизинга, и это было одним из условий, в этом плане, вероятно, у них будет некое преимущество, но рассматриваются и другие компании – «ВодоходЪ», «ГАМА», - поясняет он.

Между тем в Чкаловском районе на территории научно-производственного комплекса АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» 17 мая прошел спуск на воду третьего из серии речных пассажирских судов на подводных крыльях «Валдай 45Р». Судно предназначено для Ханты-Мансийского округа и уже доставлено по месту назначения. «Валдай» отлично справился с испытаниями, пройдя из Ханты-Мансийска в Сургут и обратно при полной загрузке со всеми остановками. Судно фантастически смотрится на фоне небоскребов и шикарного речного вокзала столицы нефтеперерабатывающего края.  

А в нашем ЦКБ им. Алексеева беспокоятся о готовности нижегородской причальной инфраструктуры, поскольку ранее требовалась некая доналадка. Но, по словам министра транспорта, причалы в Нижнем Новгороде уже проверены. «Сейчас будем использовать то, что есть, а потом будем развивать. Есть предложение по строительству специально для «Валдая» легких причальных стенок», - заключает он.