Технологии «умного» города внедрят в Нижнем Новгороде к 800-летию

К юбилею города табло «заговорят, покажут и закажут»

Нижегородская область на Петербургском международном экономическом форуме 6−8 июня представит все перспективные проекты по модернизации и реконструкции транспортной инфраструктуры, благоустройству территорий, созданию общественных пространств, а также новые объекты для туристов и местных жителей, проекты редевелопмента исторических территорий.

К юбилею города табло «заговорят, покажут и закажут»
Фото: Андрей Абрамов

Одними из ключевых «к показу» на нижегородском стенде станут технологии «Умного города». Большинство таких сервисов внедряется в Сарове при кураторстве Росатома и в Нижнем Новгороде, где ПАО «Ростелеком» реализует крупнейший проект по умным остановкам.

Документ об условиях концессионного соглашения о создании информационно-диспетчерского центра, а также остановочных павильонов с мультимедийными табло вывода информации между ПАО «Ростелеком» и администрацией Нижнего Новгорода был подписан в рамках Петербургского международного экономического форума в прошлом году. Тогда, по словам главы региона Глеба Никитина, планировалось все 1074 остановочных пункта в Нижнем Новгороде переоборудовать в умные остановки.

Информация и деревянные скамейки

Рассказать о реализации концессионного соглашения «Умные остановки» (от 21 мая) в гордуму пришел Дмитрий Проскура, и. о. директора Нижегородского филиала ПАО «Ростелеком», вице-президент – директор макрорегионального филиала «Волга».

«Первый этап – 134 умные остановки появятся в городе до 30 сентября текущего года, второй этап – установка еще 200 павильонов – завершится в 2020 году. Все направлено на то, чтобы получить работающий комплекс к юбилею Нижнего Новгорода», – отметил Дмитрий Проскура.

Напомним, первый тестовый павильон с информационным табло и Wi-Fi появился областном центре в конце прошлого года на Большой Покровской напротив «Серой лошади».

«Впервые создается автоматизированная информационно-справочная система, которая будет базироваться на остановочных павильонах. Кстати, сиденья и спинки скамеек в павильонах будут деревянными для удобства горожан. Пользователи сети, кроме прочего, могут построить свой маршрут до нужного адреса, графически можно будет видеть движение транспорта, – добавляет Проскура. – Можно вызвать такси, забронировать билеты, столик в ресторане и проч. На таких остановках можно отслеживать движение как муниципального, так и частного транспорта, если частники захотят подключиться к этой системе. С учетом того опыта, который мы уже получили, мы теперь понимаем, как будет работать информационный обмен. Данные о движении транспорта с датчиками GPS будут передаваться и офлайн-режиме с привязкой к предыдущей остановке, как это происходит в европейских городах».

«Ядро системы» оказалось без доступа к канализации

В модернизированной диспетчерской службе разместится программное обеспечение, которое свяжет вместе всех – источники и получателей и будет обеспечивать передачу данных на табло каждой остановки.

Докладчик остановился на трудностях, с которыми пришлось столкнуться непосредственно «на земле», из-за этого и произошла сдвижка по времени всего проекта.

В процессе переоборудования здания диспетчерской службы на улице Долгополова выяснилось, что сложностей здесь больше, чем первоначально виделось. В частности, нужно было подключать будущее «ядро» всей системы к общегородской канализации (прокладывать пару сотен метров труб) и обеспечивать дополнительные мощности по электросетям.

«Отдельно сейчас ведется работа по археологическим изысканиям», – отметил и. о. директора нижегородского филиала Ростелекома. – Кроме того, мы запросили у девяти ресурсоснабжающих организаций 1917 согласований, – акцентировал Проскура, – но только четыре организации пошли навстречу и решили выдавать согласования в особом, ускоренном порядке – это МРСК, Водоканал, “Инженерные сети” и управление инженерной защиты города. На май мы получили всего 550 согласований. Сейчас имеем уже восемь ордеров на производство работ, то есть в ближайшее время восемь павильонов мы установим, комплектующие – на складе. К июлю-августу, я думаю, мы получим все разрешения».

Однако по пяти адресам, по словам концессионера, остановки предстоит перенести из-за невозможности технического подключения.

Где оборудуют еще восемь умных остановок?

На Московском шоссе, в частности, остановка «Улица Красных Зорь» (дома 171, 191, 219, 85), проспект Гагарина (Мыза, Щербинки-2), а также две на улице Белинского (в том числе остановка «Улица Ашхабадская»).

Большой объем работ на предстоящий период заставил компанию распределить подряды на несколько производителей и монтажных фирм.

Дмитрий Проскура сообщил, что затраты на один павильон сложились в сумме 3,6 млн, в большей степени это материалы, в меньшей – интеллектуальная начинка, пояснил он.

«Концессия не предполагает ни единого рубля платежей из казны города, в то же время муниципалитет получит 1304 объекта движимого имущества с замененными остановочными павильонами с автоматизированной системой по движению общественного транспорта», – напомнил он.

Окупать вложения предполагается за счет рекламы на интерактивных панелях, системы видеонаблюдения (работает блок видеокамер) и за счет системы оповещения о режиме ЧС.

В павильонах заменят материалы

Дмитрий Проскура не обошел и самый критический вопрос горожан и объяснил появление ржавчины на первом тестовом павильоне, установленном напротив «Серой лошади».

«То, что было в прессе по поводу ржавчины и всего прочего, это к сожалению, неправильно было истолковано. Это история, не неверного выбора материалов изделия, а скорее история тех химических реагентов, которые используются у нас в осенне-зимний сезон для того, чтобы все это чистить», – пояснил Проскура. По его словам, техническое задание концессионного соглашения в части использования тех или иных материалов при изготовлении павильонов будет изменено. Тем не менее следующие образцы павильонов, которые в ближайшее время будут монтироваться (картинки были продемонстрированы депутатам), по словам докладчика, будут уже с замененными сталью (на 304-ю марку, нержавеющая) и замененными блоками.

«Нижегородцы в соцсетях регулярно задают вопрос о том, останется ли умная остановка на Большой Покровской в одиночестве или подобные павильоны все же получат распространение в Нижнем Новгороде, – заявил спикер гордумы Дмитрий Барыкин. – Но доклад руководителя нижегородского филиала ПАО “Ростелеком” Дмитрия Проскуры внушает надежду. Концессионное соглашение не забыто, и до конца сентября поумнеть должны 134 остановочных павильона, а оставшиеся 200 новых остановок и современный диспетчерский пункт должны появиться до мая следующего года. Для горожан также важно, чтобы остановка была не только умной, но также комфортной и эстетичной. Хорошо, что концессионер услышал нижегородцев и депутатов и исправил замечания по пилотному образцу. Теперь лавочки на новых остановках будут не металлические, а деревянные, да и сам материал, из которого выполнен павильон, поменяли на более устойчивый к воздействию осадков и зимних реагентов.

Беспокойство вызывает только один факт – затягивание сроков получения согласований у ресурсоснабжающих организаций. К сожалению, в списке организаций, тормозящих процесс, есть и предприятия, принадлежащие городу. Администрации города на это необходимо обратить внимание. Несмотря на эти трудности, Ростелеком не рассматривает вопрос о переносе сроков реализации соглашения».

Кстати, по данным директора департамента дорожного хозяйства администрации города Андрея Левдикова, в Нижнем Новгороде существует 1066 остановочных павильонов и 1277 остановочных площадок общественного транспорта, облик и состояние которых морально и физически устарели. Замена тех павильонов, которые не попали в концессионное соглашение, входит в полномочия администраций районов. Сейчас разрабатывается единый эскизный проект остановочных павильонов и указателя названия остановки.

«Мы будем систематически рассматривать вопрос реализации концессионного соглашения на заседании комиссии, – сказал председатель комиссии гордумы Станислав Прокопович, – чтобы отслеживать его исполнение, потому что это один из первых таких масштабных проектов в стране. Установка умных павильонов – это хороший подарок городу. Не тратя муниципальных средств, мы получаем достаточно серьезную инфраструктуру, которая станет элементом проектов “Безопасный город” и “Умный город”, будет способствовать повышению комфорта пассажиров».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру