Итоги премии «Волга/НОС 2019» подвели в Нижнем Новгороде

Обычно номинанты и победитель выбираются членами жюри, публикой и экспертами

«Когда мы в начале февраля заканчивали второй круг дебатов, то получили самые разные отклики, в том числе нас упрекали, что мы всех запутали: два раза голосовали, какие-то суперфиналы. – Во вступительном слове писатель и куратор премии «Волга/НОС» Кирилл Кобрин попытался объяснить, откуда все-таки взялась новая премия. – Мы подумали, что с этой путаницей надо как-то бороться, в итоге решили запутать всех окончательно и придумали спецпроект».

Обычно номинанты и победитель выбираются членами жюри, публикой и экспертами
Фото: Алексей Шевцов

Премия «НОС» в целом и ее региональное ответвление «Волга/НОС» в частности начинается в сентябре каждого года и заканчивается обычно в конце января – в начале февраля. Это своеобразные сезоны литературного «НОСа», а спецпроект был придуман для межсезонья и посвящен текстам художников, в которых наиболее последовательно отражено современное художественное мышление.

Художники писали тексты с незапамятных времен, с момента появления искусства они писали трактаты о том, как это искусство делать. Самым известным среди пишущих художников стал, безусловно, Джорджо Вазари, признанный основоположником современного искусствоведения за свой монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

И вот, с одной стороны есть премия «НОС», учрежденная 10 лет назад фондом Михаила Прохорова, а есть единственный в своем роде фестиваль текстов об искусстве Vasari, который уже шесть лет ежегодно проводится Волго-Вятским филиалом ГЦСИ Арсенал в Нижнем Новгороде. Их-то и решили «поженить» организаторы «Волга/НОСа» и сделать новую премию, пусть небольшую, но со всей основной атрибутикой: компетентным, но не экспертным жюри, открытой дискуссией с читателями и прозрачным голосованием.

«Надо понимать, что одна из главных идей премии “НОС” в том, что в жюри не сидят так называемые эксперты, – пояснил Кирилл Кобрин. – Больше всего на свете мы боялись, что это будет еще одно “первенство по литературе”. В ситуации с современной русской словесностью, когда все кому не лень устраивают такие чемпионаты по словесности, делать еще одну литературную премию — это множить болезнь, которая уже есть в организме культуры. А спрос на разговор о литературе огромный… В результате в жюри премии сидят не эксперты, обсуждения проходят открыто, с участием публики, а номинанты и победитель выбираются в процессе обсуждения между членами жюри, публикой и экспертами, что делает разговор о литературе социально значимым».

Литературная премия «НОС» (аббревиатура эта расшифровывается по-разному даже самими организаторами, но общепринятый вариант все-таки «новая отечественная словесность) была учреждена в 2009 году фондом Михаила Прохорова к двухсотлетию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. А через десять лет, в 2018 году, впервые за свою историю вышла за пределы столицы.

Премию планировалось организовать сразу в нескольких городах Поволжья, поэтому название этот региональный проект получил «Волга/НОС». Первым был выбран Нижний Новгород, поскольку, по мнению организаторов, наш город – это одно из лучших воплощений нестоличной России и России как таковой.

«Удивительная дореволюционная история, исключительно интересный период советского времени, когда он поменял свою идентичность, – прокомментировал Кирилл Кобрин этот выбор организаторов. – Это город с мощнейшей наукой и промышленностью. Last but not least, город больших литературных традиций — город Мельникова-Печерского, Розанова, Горького, Садовского и прочих».

Но не только интереснейшее прошлое привлекло к Нижнему внимание организаторов премии: «Город сейчас переживает совершенно удивительный период своей истории. Сегодня это город мощной современной культуры. А раз так, то надо это поддерживать и этим пользоваться для дальнейшего развития. Важно и то, что здесь есть исключительное место современной культуры, которое называется Арсенал, — в Нижнем для организации премии “Волга/НОС” не нужно ничего изобретать»

Перед дебатами Кирилл Кобрин поделился со зрителями кратким резюме каждой из книг списка, который был составлен организаторами премии из работ, написанных художниками за последние десять лет. По собственному признанию организаторов, это было абсолютно волюнтаристское решение, но тем не менее в своем выборе они руководствовались некоторыми предварительно сформулированными принципами: это должны были быть художники разных поколений, разных направлений и книги разных жанров.

Среди авторов списка были такие монстры отечественного независимого искусства, как художник-концептуалист Юрий Альберт, один из лидеров московского акционизма Александр Бренер и еще один скандально известный акционист Петр Павленский.

По регламенту у каждого члена жюри было в распоряжении два балла для выбора двух книг-фаворитов. Задачей жюри было определить, какая книга современного художника является наиболее современной. Надо понимать, что в данном контексте критерий современности не подразумевал время как физическую величину, речь шла о современности как способе художественного мышления.

В рамках этого спецпроекта публика не принимала участия в голосовании из-за профессиональной специфики текстов. «Ну, потому что мы понимаем же, что книги эти никто не читал, поэтому я так подробно о них и рассказал, но в дискуссии надо участвовать», – прокомментировал это решение Кирилл Кобрин. И дискуссия все-таки получилась – во время дебатов прозвучало несколько любопытных комментариев из зала.

Один из членов жюри художник Артем Филатов, ко всеобщему разочарованию, не смог присутствовать на мероприятии. Впрочем, он реабилитировался, записав видеообращение с отсылкой на знаменитый перформанс Дмитрия Пригова, в котором проголосовал за книгу Юрия Альберта, а также за книгу Виктора Пивоварова и Ольги Серебряной.

Решающий голос принадлежал Евгению Стрелкову. Тот самый третий голос, который как у председателя жюри у него был помимо двух стандартных. Один его голос достался Александру Бренеру и два — Андрею Хлобыстину. В итоге по сумме всех отданных ей голосов победила книга «Шизореволюция» Андрея Хлобыстина. Художник и искусствовед Андрей Хлобыстин будет приглашен к участию в фестивале «Вазари: тексты художников» в качестве победителя этой спецпремии за самую современную книгу современного художника.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 29 мая 2019

Заголовок в газете: «Шизореволюция» стала самой современной книгой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру