Форум «Великие реки» усыхает вместе с великими реками

В оздоровлении нуждается не только Волга

22.05.2019 в 13:17, просмотров: 1012

Казалось бы, крайне актуальна тематика фирменного нижегородского форума «Великие реки» (проходил 14–17 мая), но и она не сумела привлечь большого количества гостей на площадку Нижегородской ярмарки. Основными посетителями стали местные студенты и чиновники.

Форум «Великие реки» усыхает вместе с великими реками
Фото: Андрей Абрамов

На мелководье

Ряд федеральных спикеров все же заехали в Нижний благодаря старту нацпроекта «Экология». Можно сказать, задача выполнения президентских поручений спасла мероприятие от безлюдья. (Но даже это заседание по просьбе Москвы, как говорили регионалы, закрыли для СМИ.)

А экспертное сообщество на своих узких семинарах говорило в основном само с собой, зачастую повторяя прежние тезисы и доклады. На вопрос, почему даже из соседних регионов, например из Татарстана, не приезжают большие делегации, собеседники говорят: «они все свои вопросы решают и без этого».

Да и бизнес в рамках архитектурного форума и «Чистой воды» тоже не особенно выставился. Площади перед Главным ярмарочным домом оказались невостребованными, и организаторы уже перестали «шокировать цифрами посещаемости».

Очевидно, что назрело время пересматривать формат форума «Великие реки», который на своем старте, еще при Валентине Найденко (ректоре ННГАСУ), задумывался как объединение с проблемами крупнейших европейских рек – Рейна, Сены, Дуная.

Но, например, лесники со всего ПФО приехали, посовещались в своем узком составе, и поехали сажать леса. Но, в общем, так и вне форума можно было сделать.

Как раз актуальных, горячих тем и не рассматривали, говорили коллеги. Например, Татарстану из-за резкого обмеления Волги пришлось срочно, еще в начале мая, просить министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрия Кобылкина созвать срочное совещание. Воды в великой реке стало так мало, что на берегу открылась старинная мостовая. Нынче весной в Казани даже планово не запустились скоростные водные линии Казань – Болгар и Казань – Тетюши. Судоходные компании просят корректировки графиков спуска воды, но у энергетиков свои аргументы, им надо наполнить водой водохранилища. Все эти аномалии чреваты сокращением биоресурсов, увеличением концентрации вредных веществ, загрязнением водоемов.

Да и по Нижнему Новгороду ситуация уже «кричит», проблема видна невооруженным глазом – скоро по островам можно будет переходить со Стрелки на Бор.

Компромисса ждут от ученых

Поговорили на ярмарке опять и про проблему строительства гидроузла в Сормовском районе. Толкли воду в ступе, потому что рассуждений уже достаточно. Жителей этого ныне мелководного участка реки городецких шлюзов может устроить только вариант без плотины, то есть с третьей ниткой шлюзов, а судоходные компании – только гарантии круглосезонного прохождения этого сорокакилометрового пути и без долгого периода ожидания. А нет так нет. Они сократят окончательно круизные маршруты. Так же как и другие грузоперевозчики.

Но мяч теперь на стороне проектировщиков, заказчиков и ученых РАН, которым поручено сделать (на подряде) в том числе и расчеты альтернативных вариантов строительства третьей нитки городецких шлюзов для обеспечения судоходства на Волге.

Заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Харин еще раз подчеркнул, что правительство региона внимательно следит за проектом.

«Проблему судоходства на Волге можно и нужно решать в регионе, но без ущерба экологии и нашим гражданам. Мы будем настаивать на этом и доносить требования нижегородцев до федеральных органов власти, чтобы все эти моменты были учтены в проектной документации», – заявил он. (Отметим, что никаких дополнительных средств на компенсацию ущерба гражданам и региону от поднятия водохранилища при устройстве гидроузла не будет выделено, поэтому области и муниципалитетам придется решать проблемы за свой счет.)

На колесах по Ветлуге

А вот Леонид Лапшин, сотрудник конструкторского бюро – КБ «Резерв» (конструирование узлов и агрегатов) – уже несколько лет на всех возможных площадках профессионально убеждает, что нужно заниматься строительством колесных судов с малой осадкой до 80 см, с так называемым, колесно-движительным рулевым комплексом, как пассажирских, так и грузовых, которые могут взять большой груз, от 6 тонн (северный завоз угля), и курсировать по реке в течение большого периода. Да, мелеют наши водные артерии, к этому ведет и хозяйственная деятельность человека. Раньше по Ветлуге суда ходили, а теперь байдарки приходится переносить!

Такие колесные конструкции маневренны, компактны, экономичны, не шумят и не требуют больших причальных сооружений. Из этой серии – «Сура» на 40 пассажиров, которая активно используются туристической компанией «ГАМА».

«Изобретатель этого колесного движителя – мой коллега, – с гордостью говорит Леонид Николаевич. – Один из ведущих конструкторов Евгений Васильевич. С помощью таких судов можно было бы оживить нашу северную реку Ветлугу и территорию четырех районов Поветлужья. Президент ведь поставил задачу – способствовать росту народонаселения страны, а у нас на нижегородских северах численность населения падает быстрее на 30–50%, чем на других территориях, поэтому надо заниматься закреплением жителей, в том числе через возрождение судоходства по реке Ветлуге – это Краснобаковский, Воскресенский, Вознесенский, Ветлужский районы».

«У нас три года назад было уже выступление в федеральном парламенте, но тогда нам было сказано, что на расчистку русла потребуются громадные затраты, а эффективность вложений неадекватна. Сейчас мы пытаемся увязать вложения и отдачу: создание новых рабочих мест, улучшение качества жизни, повышение комфортности для людей, то есть пишем бизнес-план с привязкой к конкретным проектам и направлениям деятельности, какие задачи можно было бы решить через это, – рассказывает Лапшин. – Сейчас договариваемся с районами Поветлужья. Мы уже встретились с некоторыми главами районов и сейчас пытаемся собрать все вместе, чтобы это сварилось.

Например, в эти районы можно было бы доставлять уголь, минеральные удобрения, бетонные изделия большой степени готовности для строительства, – продолжает наш собеседник, – поскольку нет ограничения в 10 тонн на ось, как у грузовиков. Меньше стоимость перевозки по сравнению с автомобильным транспортом. С помощью такого судна можно выполнять социальные задачи, запустить “пароходы здоровья”. Оснастив теплоход соответствующим медоборудованием, можно проводить диспансеризацию северного населения. Не спеша, за полтора месяца, обмерить, взять анализы, поставить диагноз и таким образом повысить удовлетворенность жителей. Можно использовать судно для сбора и переработки дикоросов, даров природы. Далее деревообработка, лесохимия – очень выгодное направление, доставка сырья, к примеру, заготовками занимается в Балахнинском районе компания “Реал-Инвест”. Не говоря уже про туризм и путешествия. Эти суда как лоу-костеры на воде: менее комфортабельны, но существенно дешевле в эксплуатации, что может повысить доступность круизного отдых. Поэтому можно разработать новые круизные маршруты».

Деловая программа "Пейзажи на берегах"

Как правильно мерять сбросы?

Что касается исполнения нацпроекта «Экология», то первые конкурсы на реконструкцию очистных уходят уже в лето.

Нижегородская область до 2024 года получит 18,8 млрд рублей из федерального бюджета на проект «Оздоровление Волги», заявил замминистра экологии и природных ресурсов РФ Сергей Ястребов.

Ключевая программа нацпроекта предполагает строительство и модернизацию очистных сооружений в 17 субъектах РФ, по Нижегородской области (в перечне порядка 88 объектов). А в целом на «Оздоровление Волги» правительство РФ планирует потратить 4 трлн рублей (из федерального бюджета – 701 млрд, из бюджетов субъектов РФ – 133 млрд, из внебюджетных источников – 3 трлн. В результате, как ожидается, объем сточных вод, отведенных в Волгу, к 2024 году снизится в три раза – с 3,17 до 1,05 куб. км в год. При этом будет расчищено 281 км каналов-рыбоходов, поднято со дна 95 затонувших судов и ликвидировано 43 объекта накопленного экологического ущерба.

«На федеральном уровне все документы приняты, задачи ясны, и нужно приступать к практическим делам. К сожалению, мы сегодня не можем похвастаться большими успехами в реализации, так как стадия разработки проектно-сметной документации и принятия решений по выбору подрядчиков несколько отстает», – добавил Ястребов. Сейчас завершается инвентаризация очистных сооружений и оценка ситуации по проектам, связанным со строительством и реконструкцией.

Андрей Харин уточнил, что в 2019 году регион получит из федерального бюджета 3,4 млрд рублей. Он добавил, что документация по запланированным проектам очистных сооружений находится на согласовании и в ближайшее время планируется объявить конкурсы по отбору подрядчиков.

«Сейчас идет досогласование проектно-сметной документации в минстрое РФ, – уточнил он корреспонденту “МК в НН”, – и как только получим одобрение, то сразу выходим на конкурс».

Конечно, не все сразу десятки объектов будут ставиться на ремонты, а по мере готовности документации, процесс займет несколько лет.

Позже министр энергетики и ЖКХ Нижегородской области Андрей Чертков еще более конкретизировал, где могут возникнуть трудности.

«По 11 объектам общей стоимостью реализации более 1,7 млрд рублей в минстрой РФ уже направлена вся необходимая документация для согласования мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений, – сказал Андрей Чертков. – Это касается восьми муниципалитетов – Арзамасского, Бутурлинского, Воротынского, Лысковского, Павловского районов, городских округов Выкса, Саров и Семеновский». (И, возможно, еще по Нижнему Новгороду – Водоканал сам направил, поскольку, часть объектов самостоятельно проходит утверждение и госэкспертизу. – Ред.)

Но далее проекты должны пройти согласование еще и в минэкономики РФ, где, по словам Черткова, будет самая тяжелая защита, поскольку аналогов проектных решений по очистным почти нет.

Износ построенных в 60–70-х годах сооружений достигает 70–80%, и сегодня зачастую они вообще не соответствуют необходимым требованиям, которые существенно изменились, ужесточились.

Поэтому по первым восьми проектам ждут положительной резолюции в конце июня. Тогда уже планируется выходить и на конкурсы. Работы на объектах займут больше года.

Кроме того, говорит министр ЖКХ, губернатор очень озабочен тем, что в этой сфере очень мало профессионалов, фирм, компаний по пальцам одной руки пересчитать. (А откуда им взяться, если такие работы давно не заказывались? – Ред.)

В рамках форума состоялся субботник "Чистая вода России"

«Поэтому надо уже сейчас задумываться, как мы будем контролировать модернизированные объекты, – задает глава областного министерства вопрос представителям муниципалитетов. – То есть как мерить показатели сбрасываемых стоков? Легко сказать, что нужно уменьшить сброс неочищенных стоков в три раза. Это надо мерить, контролировать, следить».

Вопрос не праздный, потому что профессионалы рассказали, что существуют датчики, контроллеры, которые вообще не смогут измерять нужные уровни и параметры (органику, рН, нитраты, фосфаты. – Ред.).

Однако есть для регионов и хорошая новость: по заявлению федеральных спикеров, заявленные нормативы стоков будут смягчены, то есть прозрачной дистиллированной воды уже не требуют.

И снова возникает вопрос эффективности бюджетных вложений, потому что есть вопросы по подбору профессиональных подрядчиков. Мало выделить деньги – нужно заложить правильные технологии и правильный производственный экологический контроль.