Поможет ли АСУДД разгрузить дороги Нижнего Новгорода

Управление транспортными потоками в областном центре нижегородские власти хотят поставить на системную автоматизированную основу и привлечь к этому профильную организацию – об этих планах говорят давно, и частично схема «зеленой волны» была реализована во время проведения футбольного ЧМ-2018, когда требовалось быстро пропускать в город большой трафик приезжающих.

Поможет ли АСУДД разгрузить дороги Нижнего Новгорода
Фото: Евгений Алексеев

Сам решает, зеленый или красный

На прошедшем в апреле в Нижнем Новгороде цифровом марафоне (среди которых был и «Ростелеком», и министр экономического развития РФ Максим Орешкин, и председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов) губернатор Нижегородской области Глеб Никитин напомнил, что подведомственный ему регион является лидером по числу городов-пилотов (Нижний Новгород, Дзержинск, Саров) проекта «Умный город» и что составной частью этого процесса будет как раз АСУД. (Отметим, что некая концепция АСУД «покоится» (то есть размещена) на сайте Центра организации дорожного движения в Нижнем Новгороде.)

По словам Глеба Никитина, «в ближайшее время в Нижнем Новгороде в рамках АСУДД планируется оснастить дорожными контроллерами и детекторами транспорта 277 основных перекрестков, подключить их к специальному программному обеспечению для интеллектуального управления дорожным движением. «Адаптивное управление светофорами в зависимости от загруженности дорог и плотности трафика позволит разгрузить отдельные транспортные направления», – рассказал Глеб Никитин.

Поясним, адаптивный режим работы светофоров – то есть приспосабливающийся, саморегулируемый алгоритм своей работы – ведет постоянный подсчет транспортных потоков. Если он возрастает, то пропускную способность светофор увеличивает, если падает – напротив.

(Напомним также, что создание АСУДД обсуждали в феврале 2019 года во время Российского инвестиционного форума в Сочи губернатор Глеб Никитин и первый вице-президент ПАО «Ростелеком» Владимир Кириенко. Губернатор отметил, что подготовка к заключению соглашения находится в завершающей стадии. «Проект позволит осуществлять оперативный контроль за ситуацией на дорогах, увеличивать пропускную способность. Это крайне важно для такого мегаполиса, как Нижний Новгород. Рассчитываем, что в скором времени соглашение будет заключено», – добавил он.)

Между тем опыт в «умной регулировке» дорожного движения у «Ростелекома» есть. Накануне ЧМ-2018 компания выиграла конкурс на «создание центра управления дорожным движением с модернизацией светофорных объектов и внедрением интеллектуальных транспортных систем» в Нижнем. В проект входили 29 светофоров адаптивного управления на улицах Белинского, Горького и Варварской, а также 76 светофоров координированного управления на Казанском и Московском шоссе, улицах Веденяпина, Большой Печерской и Родионова, проспектах Молодежном, Ленина и Гагарина.

Еще ранее глава нижегородского минтранса Вадим Власов также заявлял депутатам заксобрания, что в 2019 году готовится запуск АСУД сначала на крупнейших магистралях, а затем – на подъездных второстепенных улицах.

В ручном режиме

Депутаты Думы Нижнего Новгорода тоже решили приобщиться к этой теме, организовав накануне майских праздников круглый стол по улучшению организации дорожного движения в Нижнем Новгороде. Но, как рассказал его участникам Дмитрий Брылин, директор МКУ «Центр организации дорожного движения», пока все планы по АСУД только в теории и большинство корректировок работы светофоров происходит точечно, в ручном режиме.

Он напомнил, что в 2017 году благодаря изменению циклов светофоров от улицы Богдановича до улицы Бринского уменьшилась пробка на Казанском шоссе. В прошлом году пристальное внимание уделялось подходам к Канавинскому мосту: два светофора на Керченской улице были синхронизированы, а на Нижневолжской набережной увеличено время для съезда с моста в утренний час пик. Директор ЦОДД сообщил, что в мае планируется организовать режим зеленой волны на девяти светофорах в часы пик на улице Ванеева (от Советской площади до улицы Белинского).

А с 6 мая сделано очередное улучшение за счет регулировки светофора на участке Сенная площадь – улица Родионова и Казанское шоссе. На перекрестке Богдановича – Казанское шоссе изменен режим работы светофора: при движении в центр зеленый свет увеличен на 13 секунд с 7 утра до 10 часов вечера.

«Эти мероприятия носят локальный характер. Теоретически в городе должна быть создана автоматизированная система управления дорожным движением», – подчеркнул Дмитрий Брылин.

Председатель комиссии гордумы по развитию города, строительству и архитектуре Андрей Дранишников тоже вспомнил про хороший эффект, когда за счет светофора удалось разгрузить Канавинский мост по направлению в центр города. Но есть вопрос: что мы хотим отрегулировать? По мнению начальника отдела ГИБДД управления МВД России по Нижнему Новгороду Валерия Иванова, оптимизировать схему организации дорожного движения нужно исходя из пассажиропотока, а не из общего транспортного трафика.

«Помочь могут выделенные полосы для общественного транспорта. В вечерние и утренние пиковые часы, когда основные магистрали перегружены, вы можете наблюдать, что в машине в комфортных условиях сидит один-два человека. В этой же пробке стоит и общественный транспорт, только троллейбусы и автобусы переполнены людьми», – такой довод приводит Иванов.

Начальник отдела ГИБДД добавил, что увеличить пропускную способность дорог минимум на 15% можно за счет наличия на дорогах города круглогодичной и качественной разметки.

В задачи АСУД входит увеличение пропускной способности дорожной сети, снижение задержек транспорта на перекрестках, повышение безопасности дорожного движения и эффективности реагирования на осложнение дорожно-транспортной обстановки, а также рост привлекательности общественного транспорта. Для реализации «умных потоков» требуется создание единого ЦУД и зональных центров управления, внедрение современных технологий и оборудования и каналов взаимодействия АСУД со смежными системами (ГИБДД, скорой помощи и др.). Сервисы АСУД также включают предоставление своевременной и полной информации участникам дорожного движения, в том числе о погодных условиях и количестве парковочных мест на парковках, мониторинг дорожного движения, видеонаблюдение и проч.

«Потенциал светофоров мы практически исчерпали, за счет нескольких секунд мы ничего не выиграем, – уверен и заместитель председателя гордумы Николай Сатаев. – Решать проблему организации дорожного движения нужно комплексно: устанавливать надземные пешеходные переходы и строить дороги-дублеры, а также перехватывающие парковки, чтобы нижегородцы пересаживались на общественный транспорт. Ситуация будет только ухудшаться, потому что каждый хочет купить себе железного коня».

И с депутатом согласны многие нижегородцы, которые замечают, что дороги сегодня уже «никогда не свободны», а поток личного транспорта не имеет «выходных».

Андрей Дранишников, подводя итоги обсуждения, обозначил реперные точки, какие предложения будут переданы главе города: «Во-первых, необходимо уходить от ручного управления светофорами и внедрять современные технологии, позволяющие автоматически регулировать режимы светофора в зависимости от плотности движения на дороге. Во-вторых, начать разработку программы по пешеходным переходам. В-третьих, проработать программу выделенных полос и заездных карманов для общественного транспорта».

По сообщению пресс-службы правительства области, 114 пешеходных переходов у образовательных учреждений Нижегородской области приведут в нормативное состояние в этом году. Таким образом, все школы, детские сады и другие образовательные учреждения региона будут обеспечены современными пешеходными переходами. Об этом сообщили в региональном министерстве транспорта и автомобильных дорог.

Работы по установке знаков, лежачих полицейских и созданию искусственных неровностей начнутся в июле 2019 года.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 8 мая 2019

Заголовок в газете: Регулировать «с умом»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру