Научные советы РАН рассмотрят альтернативные варианты решения проблемы судоходства на Волге

Вместе с весной стали бурно развиваться и события вокруг Нижегородского низконапорного гидроузла, старт работ запланирован на этот год. Противники строительства вышли на одиночные пикеты. Активисты сообщают, что собрали более 10 тысяч живых подписей. Но это скорее эмоциональная оценка граждан, требуется более трезвый расчет всех вариантов и последствий.

Научные советы РАН рассмотрят альтернативные варианты решения проблемы судоходства на Волге
Встреча с представителями власти по поводу гидроузла в Балахне Фото: пресс-служба правительства Нижегородской области

«Живые» подписи против и стратегические задачи страны

Напомним, недавно в четырех муниципалитетах, которые окажутся в зоне влияния гидроузла (Балахна, Городец, Заволжье, Нижний Новгород), прошли общественные обсуждения предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Многие жители посчитали, что для них минусов будет больше, чем плюсов: создается водохранилище, повышается уровень воды, увеличиваются риски подтоплений, создается угроза санитарному благополучию и водоснабжению. Активисты настаивают на рассмотрении альтернативных вариантов решения проблем судоходства на Волге, на 40-километровом участке между Нижним Новгородом и Балахной.

По итогам слушаний, которые прошли в Борском, Городецком, Балахнинском районах и в Сормовском районе Нижнего Новгорода, был составлен единый реестр замечаний и предложений по влиянию низконапорного гидроузла и водохранилища на экологию и хозяйственную деятельность.

Областное министерство экологии и природных ресурсов направило его генпроектировщику – ООО «Техтрансстрой», чтобы он учел пожелания при корректировке проектной документации и в окончательном варианте ОВОС.

Правительство области настаивает на том, чтобы окончательный вариант документа также был вынесен на обсуждение общественности и экспертов.

В конце марта в Москве у министра транспорта РФ Евгения Дитриха прошло совещание по этой теме, присутствовали губернатор области Глеб Никитин, руководитель Росморречфлота Юрий Цветков, его заместитель Виктор Вовк, представители заказчика – Волжской бассейновой администрации и генпроектировщика – «Техтрансстроя».

Как сообщила пресс-служба правительства, Глеб Никитин выразил «озабоченность рисками», которые были высказаны на обсуждениях.

«Необходимо заранее снять все проблемные вопросы, чтобы не допустить ухудшения экологической обстановки и ущерба для жителей. Министерство экологии собрало реестр замечаний. Считаю, что федеральному центру нужно прислушаться к мнению нижегородцев, доработать проект и вынести его на повторное обсуждение общественности и экспертов», – заявил он.

Обсуждались на встрече и меры, которые должны быть предприняты для улучшения гидрологической ситуации, достаточно острой в ряде населенных пунктов региона, как в рамках строительства гидроузла, так и независимо от реализации данного проекта. Минэкологии подготовило предложения по компенсационным делам – посадке новых деревьев, инженерной защите, а также предложения по использованию грунта, который возникнет в процессе строительства гидроузла. По мнению Никитина, материалы можно использовать, в частности, на строительство дороги Неклюдово – Золотово, обход Балахны и другие объекты.

Глеб Никитин и Юрий Цветков поручили заказчику, проектировщику и представителям облправительства принять активное участие в общественных обсуждениях и детально разъяснить жителям, что будет сделано для сокращения влияния водохранилища на гидрологическую ситуацию в районах.

Однако Евгений Дитрих напомнил, что от своевременной реализации проекта зависит решение стратегических задач – от ускорения темпов развития страны и транспортной связанности регионов до интеграции России в систему международных коридоров и надежного обеспечения обороноспособности и безопасности, связанной с полноценной эксплуатацией единой глубоководной системы. (Нижегородский гидроузел, напомним, включен в Стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ, федеральный бюджет выделяет более 43 млрд рублей.)

Но, как отметил Глеб Никитин, да, нужно предпринимать меры для сохранения судоходства на Волге, но одновременно и минимизировать последствия для людей и природы.

Балахнинский пикет

Особенно остро вопрос гидроузла воспринимается в Балахне из-за нынешней, уже непростой ситуации с подтоплениями.

«Губернатор Глеб Никитин на совещании в Москве сказал, что пока в проекте не будет четко прописан ущерб, который будет нанесен нашим землям и не учтут компенсационные выплаты людям, мы подписываться под этим проектом не станем», – говорит Алексей Левкович, глава МСУ Балахнинского района.

«Нам нужны реальные мероприятия по водопонижению, укреплению береговой зоны, меры защиты для предприятий Балахнинского района, которые так или иначе пострадают от строительства низконапорного гидроузла», – присоединяется к нему руководитель экспертной группы по гидроузлу, председатель совета директоров балахнинских предприятий Александр Алексеев.

«Мы бы хотели получить от проектировщика гарантии того, что компенсационные мероприятия в полном, достаточном объеме мы получим. В каких деньгах это исчисляется? Вот это проектировщик и должен нам это рассчитать. Мы хотели бы, чтобы проектировщик расчеты все свои обосновал и доказал их правильность», – добавляет начальник отдела экологии и охраны окружающей среды администрации Балахнинского района Елена Солдатова.

При ближайшем рассмотрении

– По итогам слушаний мы получили около тысячи вопросов, замечаний и предложений по теме строительства гидроузла и водохранилища, – уточняет Константин Бобров, заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна», согласившийся ответить на наши вопросы. – Сейчас мы их рассматриваем, отрабатываем, чтобы учесть при дальнейшей корректировке проектной документации и при формировании окончательных материалов ОВОС.

– Самые частые вопросы: почему выбран вариант строительства гидроузла, а не создание третьей нитки городецких шлюзов? Почему не выбраны альтернативные, более дешевые варианты? Предлагают – лучше чистить русло реки, проводить дноуглубительные работы, строить мелкосидящие суда.

– Начнем с типа судов. Наиболее эффективными в плане использования являются суда смешанного типа «река–море». Поскольку все судоходные туристические компании сейчас частные, то, естественно, они заинтересованы в рентабельности. Судовладельцам экономически невыгодно строить мелкосидящие суда, или ходить с недогрузом в 25% (речные перевозки не окупаются даже за весь период эксплуатации на реке). Поэтому, меняя устаревший, выработавший свой ресурс флот, они заказывают суда именно смешанного плавания, а это суда с осадкой 3,75 метра.

Пикет против строительства гидроузла в Сормовском районе Нижнего Новгорода Фото: Комитет защиты Волжской поймы

Второе: дноуглубление на Волге само по себе проблемы тоже не решит. Из-за добычи песка и дноуглубления уровень воды в реке и так «просел» более чем на метр за последние годы. То есть количество воды остается примерно одинаковым, но если мы «убираем» дно, то и верхний уровень воды тоже начинает снижается. При этом мы должны удерживать порог шлюза, в результате получается, что глубина на пороге постоянно уменьшается, и проход судов оказывается невозможным.

Такие действия привели к нарушению крупнотоннажного судоходства на Волге. Международный транспортный коридор «Север – Юг» на участке городецких шлюзов не работает. Единая глубоководная система должна иметь глубину 4 метра, чтобы пропускать крупнотоннажные суда с осадкой 3,75 метра. Но сегодня лишь несколько часов в день удается поддержать глубину 2,6 метра на порогах городецких шлюзов.

Волжское пароходство, например, имеет более ста судов класса «река–море», и они работают на северо-западном, балтийском и южном направлениях, а в Городец не заходят.

Другой предлагаемый вариант – строительство третьей нитки городецких шлюзов – может только временно решить проблему. Если делать ее рядом с двумя существующими, то она должна быть заглублена на два метра. Соответственно прокапывается глубже и подходной канал. Но, по самым первым расчетам, это приведет к выводу из строя двух действующих ниток, и пропускная способность гидроузла уменьшится. Мы сможем пропускать суда через третью нитку, но две другие не будут работоспособны. Представьте себе складывающийся стаканчик, в который налили воды, а потом раздвинули, – уровень воды уйдет вниз. Так и в этом случае.

Заседание научного совета РАН по геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии от 11 сентября 2015 года, на который ссылаются сторонники альтернативного варианта, было посвящено завершению строительства Чебоксарской ГЭС, наполнению или не наполнению водохранилища до 68-й отметки. Но там рассматривались в основном экологические аспекты, а предложенные первым заместителем министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Н. Н. Мочалиной варианты решения транспортной проблемы не были реально детально рассчитаны и проработаны, что нашло отражение в протоколе.

(Отметим, что на этом совете выступал Владимир Кривошей, доктор технических наук, президент НП «Национальный центр водных проблем», автор работы по анализу вариантов решения проблем водного транспорта в нижнем бьефе Горьковского гидроузла, где говорится о недостатках варианта строительства Нижегородского низконапорного гидроузла и предлагается строительство третьей нитки городецких шлюзов. – Ред.)

– Мы видели протокол упомянутого заседания научного совета и осведомлены, что на этом совете с докладом о различных вариантах решения транспортной проблемы выступал доктор технических наук В. А. Кривошей. Но заслушивание доклада одного московского эксперта, который совсем недавно столь же активно боролся против строительства другого важного для страны гидротехнического проекта – Багаевского низконапорного гидроузла на Дону, и непредвзятый научный анализ совокупности всех известных фактов и позиций компетентных ученых – это принципиально разные вещи, и, мы уверены, что в традициях РАН именно такой – ответственный и взвешенный подход.

В интересах максимально глубокого анализа всех вариантов мы решили еще раз провести расчеты по просадкам грунтов, связанным с дноуглублением, – продолжает Константин Бобров. – Все полученные данные результаты показывают, что этот процесс будет происходить и в дальнейшем, если уровень Чебоксарского водохранилища остается на 63-й отметке.

При этом мы считаем, что главное слово – за настоящей наукой. В этой связи мы приветствуем запланированное на 10 апреля в Москве проведение объединенного заседания сразу двух научных советов РАН, имеющих компетенции по данной теме, – НС по геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии и НС отделения наук о Земле РАН «Водные ресурсы суши», с участием представителей ведущих отраслевых институтов и проектантов. Там будут представлены расчеты по нижнему бьефу городецкого гидроузла, в том числе учитывающие вариант строительства третьей нитки шлюзов, а также прогнозная оценка возможных русловых переформирований.

– Какие компенсационные меры предлагаются заказчиком строительства?

– У нас подготовлен список мероприятий в объеме 2,9 млрд рублей (сумма входит в бюджет строительства гидроузла 43 млрд рублей). Прежде всего это реконструкция существующей мелиоративной системы, дренажно-осушительные каналы, объекты инженерной защиты, расчистка малых рек.

Самая проблемная территория – Балахнинский район: еще с советских времен более половины Балахны находится в подтапливаемом состоянии, но не за счет Волги, а под воздействием внешних осадков и снега, поверхностных и грунтовых вод, поскольку город расположен на первой надпойменной террасе.

Кроме того, у Нижегородской ГРЭС есть пруд-охладитель, который находится на верхних отметках и, по сути, является вторичным источником подтопления. Но если Балахну сравнивать с соседним Заволжьем, то там сеть мелиоративных отводящих каналов поддерживается в рабочем состоянии, поэтому обстановка более спокойная.

По данным пьезометрических измерений в скважинах (высота поднятия воды под влиянием напора) была построена гидрологическая модель территории, которая позволяет определить, на какие участки будут оказывать влияние гидроузел и водохранилище.

Исходя из этого были разработаны мероприятия по восстановлению дренажной сети, перехватывающих и лучевых каналов в Балахне.

В эту же сумму входит строительство берегоукрепления в муниципалитетах, где прогнозируется активная берегопереработка, – это три участка в Балахнинском районе, Городце, Заволжье. По Сормову таких проблем нет.

– Что произойдет с памятником природы – городецкой дубравой?

– Сегодня площадь дубравы составляет примерно 5100 га, и она затоплена на 0,02% (1,1 га), а в состоянии подтопления находится 4710 га, это 89%.

В динамике, с учетом нового водохранилища, при среднем многолетнем сбросном расходе с Нижегородской ГРЭС в 1650 кубометров в секунду, под затопление попадает 2,28% (114 га). Подтопление ожидается примерно на 95% площади, это около 5000 га. Но надо понимать, что поскольку сбросы с ГРЭС варьируются значительно (до 2 метров), то уже сегодня дубы погибают и замещаются другими породами, менее ценными.

У нас предусмотрена компенсация в части растительного и животного мира, но речь идет не столько о дубраве, а в целом по «зеленым насаждениям», это порядка 300 млн рублей. Планируется создание островов безопасности для птиц, кроме того, по линии Росрыболовства рассчитывается возмещение по водным биоресурсам за потерю нерестовых площадей.

Мы сейчас изучаем, какие еще основания можно найти для включения в этот список дополнительных мероприятий.

– А что касается компенсации гражданам за участки, имущество, которые окажутся под риском подтопления-затопления?

– Под переселение граждан средств не запланировано, запланированы средства на изъятие (выкуп) земельных участков. Затопление домов, исходя из сделанных проектировщиком расчетов, в Балахнинском районе не прогнозируется. Есть ряд проблемных участков, но проживающих там граждан нет. Зафиксировано 14 домов, где и сегодня наблюдается выход воды на поверхность, но они расположены на локальных участках, их сложно интегрировать в дренажную систему.

Сейчас готовится наглядная карта подтоплений территорий, из которой жители смогут четко увидеть, какой уровень залегания грунтовых вод прогнозируется по итогам реализации проекта, тогда, может быть, многие вопросы отпадут.

– В какие сроки вы планируете завершить все обсуждения и выйти на госэкспертизу?

– В ближайшие месяцы, после переработки материалов ОВОС, с учетом поступивших замечанием при необходимости могут быть снова проведены общественные слушания. Затем мы выходим на госэкспертизу, которая также будет смотреть, как учтены поступившие замечания.

Но в заключение хочу отметить, что именно Волга сделала Нижний Новгород крупнейшим торговым и промышленным центром, а сегодня ситуация такова, что перевозки через Городецкий гидроузел за последние 10 лет упали в 2,3 раза. Если так и дальше пойдет, то река станет у нас совсем мертвой. А можно сделать ее живой, работающей, судоходной, добавить заказов нашим ведущим судостроительным предприятиям.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 10 апреля 2019

Заголовок в газете: Между гидроузлом и третьей ниткой шлюзов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру