Россияне не могут купить обувь: что стоит за данными Росстата

Последнее исследование Росстатом условий жизни населения России, показавшее, что более трети российских семей не может позволить себе приобретение обуви, произвело на общественность весьма сильное впечатление. Связано это с тем, что Росстат использовал в качестве показателя благосостояния возможность купить обувь к новому сезону.

Россияне не могут купить обувь: что стоит за данными Росстата
Фото: Pixabay

Естественно, для большинства людей обувь не является проблемой, поэтому на общественность, в том числе и на верховную власть, сообщение о таких затруднениях произвело ошеломляющее впечатление. Реакция была мгновенной – и причиной этого был именно «обувной» показатель. Когда о сложностях с материальным положением говорится более абстрактно, то, естественно, и отношение к этому более сдержанное.

Так что же в самом деле стоит за полученными Росстатом данными?

Каждый, кто занимался изучением общественного мнения, в том числе задавал вопрос о благосостоянии, давным-давно знают, что большинство населения у нас, во-первых, относит себя к среднему классу, а во-вторых, имеет стандарты жизни гораздо ниже того, что во всем мире считается характерными признаками среднего класса. Вот такое забавное противоречие сложилось в нашем обществе.

И то, что большинство – почти 80 процентов граждан России – испытывают затруднения при покупке необходимых товаров, а больше половины вообще не могут справиться с неожиданными тратами, ни для кого не является секретом. Это давным-давно известно каждому социологу.

Когда Росстат проводит аналогичные исследования, ответы получаются непосредственно от граждан, которые оценивают, легко или трудно им приобретать те или иные товары. Поэтому в конкретной ситуации ответы будут различаться.

Например, если спросить: «Как вы в целом оцениваете свое материальное благосостояние?», большинство ответят, что оно нормальное, как у всех, – не очень высокое, но вполне достойное. Но если задать более конкретный вопрос о возможностях совершать внеплановые покупки, сформулировав его так: «Возникнут ли у вас трудности при приобретении такого-то товара (той же обуви)?» – то многие ответят «да».

Дело в том, что для людей любая более-менее дорогостоящая покупка означает перераспределение средств в ее пользу за счет других. Они всегда стоят перед выбором: приобрести пару обуви или что-нибудь другое.

И эта ограниченность наличных ресурсов, которыми располагает средний гражданин России, проявляется именно в том, что он при совершении приобретений вынужден совершать выбор. Он должен от чего-то отказаться, чтобы что-то приобрести.

В исследовании Росстата зафиксирована именно эта необходимость выбора, являющаяся характерным признаком невысокого благосостояния. Но это вовсе не показатель того, что 35 процентов граждан России теперь будут ходить в разбитой, прохудившейся обуви, – мы сами можем в этом убедиться, выйдя на улицу: ничего подобного нет.

К «обувному» показателю не стоит подходить очень уж серьезно. Можно вспомнить, что для определения паритета покупательной способности в разных странах используется такой неофициальный способ, как «индекс Биг-Мака», отталкивающийся от стоимости бургера. Все понимают, что этот показатель не является научным, основополагающим. Но внешне он понятен и что-то вполне может охарактеризовать.

Точно так же и вопрос покупки обуви всем близок и понятен, поэтому сразу привлекает внимание. Но на самом деле этот показатель говорит лишь о том, что сейчас уровень благосостояния в России таков, что приобретение любого относительно дорогостоящего товара всегда связано с проблемой выбора и отказа от покупки чего-то другого.

И это действительно характеризует материальное благосостояние большинства семей России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 10 апреля 2019

Заголовок в газете: Покупка обуви означает отказ от другой покупки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру