Россияне не могут купить обувь: что стоит за данными Росстата

10.04.2019 в 13:50, просмотров: 560

Последнее исследование Росстатом условий жизни населения России, показавшее, что более трети российских семей не может позволить себе приобретение обуви, произвело на общественность весьма сильное впечатление. Связано это с тем, что Росстат использовал в качестве показателя благосостояния возможность купить обувь к новому сезону.

Россияне не могут купить обувь: что стоит за данными Росстата
Фото: Pixabay

Естественно, для большинства людей обувь не является проблемой, поэтому на общественность, в том числе и на верховную власть, сообщение о таких затруднениях произвело ошеломляющее впечатление. Реакция была мгновенной – и причиной этого был именно «обувной» показатель. Когда о сложностях с материальным положением говорится более абстрактно, то, естественно, и отношение к этому более сдержанное.

Так что же в самом деле стоит за полученными Росстатом данными?

Каждый, кто занимался изучением общественного мнения, в том числе задавал вопрос о благосостоянии, давным-давно знают, что большинство населения у нас, во-первых, относит себя к среднему классу, а во-вторых, имеет стандарты жизни гораздо ниже того, что во всем мире считается характерными признаками среднего класса. Вот такое забавное противоречие сложилось в нашем обществе.

И то, что большинство – почти 80 процентов граждан России – испытывают затруднения при покупке необходимых товаров, а больше половины вообще не могут справиться с неожиданными тратами, ни для кого не является секретом. Это давным-давно известно каждому социологу.

Когда Росстат проводит аналогичные исследования, ответы получаются непосредственно от граждан, которые оценивают, легко или трудно им приобретать те или иные товары. Поэтому в конкретной ситуации ответы будут различаться.

Например, если спросить: «Как вы в целом оцениваете свое материальное благосостояние?», большинство ответят, что оно нормальное, как у всех, – не очень высокое, но вполне достойное. Но если задать более конкретный вопрос о возможностях совершать внеплановые покупки, сформулировав его так: «Возникнут ли у вас трудности при приобретении такого-то товара (той же обуви)?» – то многие ответят «да».

Дело в том, что для людей любая более-менее дорогостоящая покупка означает перераспределение средств в ее пользу за счет других. Они всегда стоят перед выбором: приобрести пару обуви или что-нибудь другое.

И эта ограниченность наличных ресурсов, которыми располагает средний гражданин России, проявляется именно в том, что он при совершении приобретений вынужден совершать выбор. Он должен от чего-то отказаться, чтобы что-то приобрести.

В исследовании Росстата зафиксирована именно эта необходимость выбора, являющаяся характерным признаком невысокого благосостояния. Но это вовсе не показатель того, что 35 процентов граждан России теперь будут ходить в разбитой, прохудившейся обуви, – мы сами можем в этом убедиться, выйдя на улицу: ничего подобного нет.

К «обувному» показателю не стоит подходить очень уж серьезно. Можно вспомнить, что для определения паритета покупательной способности в разных странах используется такой неофициальный способ, как «индекс Биг-Мака», отталкивающийся от стоимости бургера. Все понимают, что этот показатель не является научным, основополагающим. Но внешне он понятен и что-то вполне может охарактеризовать.

Точно так же и вопрос покупки обуви всем близок и понятен, поэтому сразу привлекает внимание. Но на самом деле этот показатель говорит лишь о том, что сейчас уровень благосостояния в России таков, что приобретение любого относительно дорогостоящего товара всегда связано с проблемой выбора и отказа от покупки чего-то другого.

И это действительно характеризует материальное благосостояние большинства семей России.