Как идут работы по ликвидации крупнейших свалок в Нижегородской области

Генподрядчик по ликвидации-консервации дзержинских свалок «Черная дыра», «Белое море» и Игумновская – группа компаний «ГазЭнергоСтрой» – на минувшей неделе предоставил журналистам возможность посмотреть на промежуточные итоги работ, которые идут на этих объектах с 2018 года.

Срок госконтракта стоимостью более 7,2 млрд рублей заканчивается в апреле 2020 года, но «закрыть» свалки гендиректор ООО «ГЭС-Экотехнологии» Валерий Меркулов обещает раньше.

И вырастут травка и деревья

Старейшая и крупнейшая Игумновская свалка, которая в прошлом не раз горела, частично уже засыпана песком – завезено 450 тысяч тонн (90% необходимого), воздвигнуты настоящие песчаные пирамиды. Работает тяжелая техника, самосвалы, бульдозеры.

«– Основной подрядчик – институт «ГазЭнергопроект» – большую часть выполняет своими силами, но есть привлеченная из других регионов и техника, и рабочие», – поясняет Валерий Меркулов. – Песок для засыпки свалки доставляют из двух песчаных карьеров – Колодкино и СиликатСтрой. Они лицензированные, разрешенные, это отслеживают в минэкологии очень четко.

Здесь предстоит сложить целый «слоеный пирог» (геосинтетика, изолирующая пена, мембраны, минерализованные слои, биоматы), сверху грунт и травка.

– Наша задача – сформировать тело полигона, накрыть геосинтетикой, чтобы уменьшить поступление воздуха и атмосферных осадков, а также проникновение ядовитого фильтрата в почву, скрепить откосы укрепляющей решеткой, поставить газодренажную систему, которая будет выводить свалочные газы, образующиеся в результате гниения, – отмечает генподрядчик. По его словам, свалочный газ уже пошел на убыль, использовать и очищать его не требуется. Для отвода установят 38 газодренажных труб, через которые газ просто рассеется в атмосфере – природа все стерпит. Но вся эта гниющая, еще дышащая масса будет находиться на экологическом мониторинге специальной организации.

Очень важно, что на объекте соорудят перехватывающий дренаж для сбора загрязненного фильтрата (он гораздо более ядовитый по сравнению даже с обычными бытовыми свалками). Поставят насосную станцию, а перехваченный фильтрат отправится на Дзержинский водоканал, где монтируются локальные очистные сооружения для полигонных стоков (напорная канализация от полигона Игумново до системы Дзержинского водоканала). После этого очищенная, почти до рыбохозяйственных норм, вода будет поступать на очистные водоканала.

Площадь игумновской свалки 41,7 га, максимальная высота навала отходов – до 30 м, объем – 5,54 млн кубометров. Перегнивать мусор будет более 10 лет.

– Строить здесь ничего нельзя, появится лужайка, вырастут деревья лет через 20–30, – говорит наш проводник.

Гидросооружение уже не пылит

Шламонакопитель «Белое море – пруд-отстойник, где под рекультивацию идет 72 га (это отходы «Капролактама»: сухой аммиак, сульфаты, нитраты, гидрокарбонаты, цианиды, нефтепродукты и проч.). Он не «пылит», закрыт с 2013 года. Сейчас уже присыпан песком, но на него в целом потребуется рекордные 1,2 млн тонн.

Кстати, в марте здесь произошел несчастный случай: бульдозерист-тракторист сдвигал снег у пруда-отстойника, у человека отказало сердце (по болезни), и неуправляемая техника, протащив кучу снега, съехала в озеро. «Контроль за подрядчиками усилен», – добавляет Меркулов. Кроме того, объект находится под постоянным надзором заказчика, госстройконтроля, КРУ, прокуратуры.

– Объект более простой, но очень большой объем работ. Мы уже сделали наклон, начали укрывать геосинтетическими материалами. Будет примерно такой же такой же «пирог», как на Игумновской свалке, – рассказывает Меркулов, – но без газоудаления, то есть, напротив, задача в том, что ничего не должно испаряться.

Нет также газодренажа и укрепляющей решетки, не предусмотрено и специальное водоотведение, там естественный слив – внизу дамба. Поверхностные воды будут стекать по сформированному наклону в канал реки Волосянихи.

По сути, это тоже будет консервация гидротехнического сооружения, констатирует гендиректор ООО «ГЭС-Экотехнологии». В итоге после наложения плодородного слоя образуется просто ровная лужайка, которую можно использовать под теннисное поле или волейбольную площадку. Посевной материал – ежа сборная, клевер красный мятлик, овсяница, полевица, пырей, тимофеевка.

Отожгут по полной

Что касается самой ядовитой свалки «Черная дыра» (отходы «Оргстекла» и других предприятий, которые свыше 20 лет сбрасывались в карстовый провал), то ее «разрабатывают» насосами. Закачивают содержимое из озера (с плота) в контейнер и привозят на отжиг на другую площадку завода, загружают в специально изготовленные «печки», термолизные реакторы, и трубы (около 30 метров) уже дымят.

Особая гордость генподрядчика – запатентованная корпорацией «ГазЭнергоСтрой» разработка – позволяет ликвидировать сложные по составу вещества экологически безопасным методом и использовать для полного уничтожения образовавшегося остатка высокотемпературный дожиг. Производительность установки для смеси жидких и пастообразных отходов с песком – порядка 5000–7000 кг/ч. Термическое обезвреживание отходов в установке включает два процесса: бескислородный низкотемпературный (до 500 °С) термолиз и обезвреживание в избытке кислорода при температуре 800–1100 °С.

Практически оборудование по сжиганию и обезвреживанию отходов уже работает. Это достаточно массивное грохочущее сооружение. И запах на площадке тоже не сильно «благоухающий», но сотрудники говорят, что свою лепту вносят находящиеся рядом предприятия.

Действует трехступенчатая система очистки дымовых газов (водяная, циклон, рукавные фильтры).

– При сжигании выделяется дым, который по измеряемым параметрам не отличается от выброса газовой котельной, ни одной предельно допустимой концентрации мы не превышаем, даже находимся на минимальном уровне предельных концентраций, – констатируют представители подрядчика. И подтверждает глава города Дзержинска Иван Носков: «Не было превышений ПДК», который принимал пресс-тур в администрации, но пришел буквально на «недолго», потому что дела, понимаете.

Осталось проверить на диоксины

Но чтобы запустить установки на проектную мощность, требуется дополнительный анализ выхлопных газов, в том числе в границах санитарных зон – до 500 метров.

На площадке на тот момент ждали прибытия независимой электронной лаборатории (одна из восьми, работающих по стране), которая должна померить содержание диоксинов в выбросах и другие показатели, ранее не контролировавшиеся. Анализ займет около двух недель, поэтому запуск на полную мощность установок произойдет в апреле, уточнил Меркулов.

«ГазЭнергоСтрой» запустил информационный портала http://эко-мониторинг.рф/, где в онлайн-режиме обновляются и размещаются данные экомониторинга работы установки термолизной деструкции на объекте «Чернаядыра».

Однако, и это, может быть, самое важное: термическому обезвреживанию подвергнется только часть содержимого «Черной дыры» – ее жидкая и пастообразная фракция. Это порядка 16,5 тысячи кубометров. Общий же объем жидких, пастообразных и затвердевших в карстовой воронке отходов, согласно проекту, 71 500 кубометров.

В солидной книге по ликвидации накопленного в РФ экоущерба, изданной в соавторстве: С. Чернин (президент ГК Корпорация «ГазЭнергоСтрой») и А. Соловьянов, сказано, что за 20 лет в этот карстовый провал было закачано 72 млн кубометров жидких отходов.

По словам Валерия Меркулова, большая часть отходов в воронке, глубиной более 50 метров, затвердела, обмылась грунтовыми водами и уже не опасна.

– Поэтому с глубины более 2–3 метров, где начинается твердое содержимое, его брать уже нерационально и тяжело. Там все заполимеризовалось. И принято решение: по проекту выбираться на обезвреживание будут только жидкие и пастообразные химотходы, то есть то, что опасно и испаряется, – аргументирует он.

Остальное опять придется делать природе. А если бы еще подождать пару десятков лет, то, наверное, вообще все само рассосалось бы. С 2011 года, когда на тот момент президент Дмитрий Медведев давал поручение о ликвидации накопленного экологического ущерба в Дзержинске, прошло немало времени. И вот опасности уже стало меньше, говорят специалисты. Все земля и вода приняли.

Что в карстах?

Кстати, по результатам изучения состава «Черной дыры», которые еще в 2014 году были предоставлены в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, к уничтожению были предназначены и отвердевшие отходы – в них большая концентрация загрязнителей и металлов.

В документах, в частности, сказано, что жидкие отходы на 96% состоят из дождевой воды, содержащей около 4% органических соединений и минеральных соединений, в том числе фенол, ацетофенон, дибутилфталат, изопропилбензол, мышьяк, цианиды, соединения хрома и ряда других тяжелых металлов.

Пастообразные отходы на 18% состоят из воды, 40% приходится на долю загрязнителей (остальное – механические примеси): метилметакрилаты, фенол, изопропилбензол, альфа-метилстирол, нефтепродукты, полихлорированные бифенилы, сульфаты, хлориды, цианиды (суммарно 1–2%), тяжелые металлы.

Состав заполимеризовавшихся отходов идентичен составу пастообразных, основная доля – метилметакрилаты, фенол, полихлорированные бифенилы и т. д., из опасных металлов – мышьяк.

Экологи-общественники считают, что неправильно называть контракт на более чем 7 млрд рублей заданием по ликвидации накопленного экологического ущерба. «Это не ликвидация – это консервация. По сути, свалки только закроют сверху, но их нельзя изолировать от вымывания подземными и грунтовыми водами», – говорил еще ранее корреспонденту «МК в НН» Владимир Орехов из дзержинской экологической организации «Вьюница».

Общая стоимость мероприятий с 2016 по 2019 год: «Черная дыра» – 2,899 млрд рублей, «Белое море» – 2,214 млрд, «Игумново» – 2,164 млрд.

В настоящий момент «Черная дыра» представляет собой трехслойную структуру: жидкий слой 0,8–1,5 м (6300 куб. м); пастообразный слой 1,8–2,0 м (9700 куб. м); заполимеризовавшийся слой до 18 м (55 500 куб. м).

«Работы по ликвидации всех трех объектов находятся под строгим контролем правительства Нижегородской области. Но подрядчик гарантирует сделать основной пласт работ уже в этом году», – отметил заместитель министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Александр Гриднев. Опыт Нижегородской области по рекультивации объектов накопленного экологического ущерба уже планируют использовать при ликвидации других свалок и шламонакопителей по всей России.

«Это оборудование уже стало нашей визитной карточкой. На рабочей группе государственного совета России “Экология”, руководителем которой является Глеб Никитин, губернаторы других регионов очень интересуются данной уникальной технологией. Ее можно использовать в любом регионе. Тем более данная печь модернизируется под любые отходы и может уничтожать отходы с 1-го по 4-й класс опасности», – добавил Александр Гриднев.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 3 апреля 2019

Заголовок в газете: Не ликвидация, а консервация

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру