Центр Нижнего Новгорода превратился в сплошную парковку

Проблема парковок начинается в головах

По весне весь центр города снова превратился в сплошную парковку. По-прежнему часто можно видеть машины на тротуарах, преграждающие пешеходные переходы. Во дворах парковка на пешеходных дорожках стала привычной картиной.

Проблема парковок начинается в головах
Фото: Евгений Алексеев

Машины утром приезжают в городские кварталы, где расположены офисы, вузы, предприятия, а вечером набиваются во дворы спальных районов. Типичный случай пресловутой однодневной миграции, которая значительно дороже любой миграции из Африки и Азии в европейские страны и трудовой миграции в Европе. Эту однодневную миграцию ученые, занимающиеся глобальной экономикой, относят к числу факторов, удорожающих жизнь людей. Ее даже включили в список главных угроз человеческому существованию.

Несколько сотен тысяч машин каждое утро едут в одну сторону и каждый вечер возвращаются обратно. Каждой машине требуется несколько квадратных метров в центре города днем, несколько квадратных метров в спальном районе ночью и место на дороге, пока машина в пути. Очевидны и расходы общества на выделение таких ресурсов, и потери поверхности земли, которая в городах не такая уж дешевая, а в центре еще и в дефиците. И мы еще не считаем ущерб, который наносится окружающей среде и здоровью людей нерациональными выбросами энергии и вредных веществ в атмосферу.

Вот эту глобальную угрозу нижегородцы уже начали ощущать на себе. Она уже приводит не только к социальному конфликту, но и к конфликтам между конкретными людьми.

Автомобилистов понять можно. Потому что стоять в пробке в набитом общественном транспорте некомфортно, а сидеть в машине пусть нервно и напряженно, но все-таки значительно приятнее.

Есть ли решение этой проблемы? Здесь тот случай, когда можно уверенно говорить, что решение есть. Точнее, набор решений. Применение разумных мер позволяет качественно снизить остроту проблемы. Перед нами пример зарубежных стран, где машин больше, чем у нас.

Здесь и перехватывающие парковки, и выделенные ряды общественного транспорта, позволяющие добраться автобусом и трамваем быстрее, чем личным авто. К числу таких мер относятся подземные парковки на расстоянии 2–3 километров от центра города, и возложение обязанностей на работодателя обеспечить каждое рабочее место сотрудника бронью парковки на разумном расстоянии.

Но и сознание у людей другое. Типичный житель западного мегаполиса готов пройти пешком 15–20 минут от парковки до места работы. Нашим же надо, что называется, въехать на этаж. Отмечу и правовой нигилизм автовладельцев. На претензии по поводу парковки на тротуаре или на переходе многие автомобилисты отвечают логичным, на их взгляд, вопросом: «А куда я дену свою машину?» Это, конечно, не может являться оправданием правонарушения.

Во дворах уже видны попытки самозахвата парковочных мест, когда владелец машины загораживает въезд на «свое» место специальным барьерчиком или ящиком, а еще пишет краской на «своем» участке номер машины, даже не отдавая себе отчета, что формирует тем самым доказательную базу для вынесения решения об административном правонарушении. Но он оказывается прав в своем решении нарушить закон, потому что никто не составляет протокол и не передает дело мировому судье. Чувствуя безнаказанность, такие нарушители ведут себя все увереннее. И тут уже не отделаешься ссылкой на то, что не каждого можно наказать, поскольку некоторые неприкосновенны в силу своего высокого положения. В данном случае закон нарушают простые люди.

В некоторых землях и городах Германии уже вводится норма, согласно которой купить автомобиль можно только при наличии парковочного места. В Париже харизматичная мэр вводила ограничение на поездки на авто по центру города в соответствии с номером машины: по четным числам месяца – с четными номерами, по нечетным – с нечетными. Меры могут быть разными, но их надо принимать уже сегодня.

А что препятствует? Разруха начинается в головах. И в данном случае ключом к пониманию нашей специфики глобальной проблемы может служить выражение «Это сладкое слово “халява”». Пока у нас в головах живет убеждение, что можно купить квартиру за несколько миллионов в доме без подземной парковки, пока при устройстве на работу мы интересуемся зарплатой, но не спрашиваем, где ставить машину, пока считаем, что если нет места для парковки, можно нарушить норму права и встать на тротуаре, вокруг будет разруха. И чем дальше, тем больше. Веку машин должно соответствовать и определенное сознание, которое воспитывается в том числе ограничительными мерами и неотвратимостью наказания за правонарушения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 3 апреля 2019

Заголовок в газете: Эта сладкая «автохалява»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру