В Нижнем Новгороде в «Бункасае» участвуют только желающие – все, кому интересна культура Японии. Народу в этом году пришло не очень много, и фестиваль получился более камерным, чем обычно. Об этом мы разговариваем с директором Японского центра Марией Костровой.
– Нам даже самим немножко обидно, что фестиваль получился не таким ярким, как прежде, – рассказывает она. – Мы слегка устали с Годом Японии (2018-й был объявлен Годом Японии в России. – Ред.): осенью проводили и мастер-классы, и кинофестиваль. Сейчас наберемся сил и осенью что-то масштабное проведем. Тем более что в нынешнем году Японскому центру исполняется двадцать лет – японское совершеннолетие.
Начался фестиваль со сценической части. Зрителям продемонстрировали японские танцы, исполнили для них песни, рассказали и показали новое для Нижнего Новгорода боевое искусство сёриндзи кэмпо.
Затем начались мастер-классы. Спектр направлений широк: от боевых искусств до кулинарии.
– В этом году мы усилили информационную часть, – продолжает Мария: – создали информационную комнату, где каждый может получить ответы на свои вопросы по возможности изучения японского языка. Рассказали об опыте стажировки в Японии, обучении по программам бакалавриата и магистратуры, курсам японского языка.
Еще одно отличие нынешнего фестиваля – участие в нем ребят из клуба политических дискуссий «Трибуна». Они должны познакомить участников фестиваля с внешней политикой Японии, рассказать о японско-российских отношениях.
– Как вы считаете, интерес к Японии растет или спадает в последние годы?
– На наших мероприятиях мы отсутствия публики не замечаем. Организаторы аниме-фестивалей, например, говорят, что того бума, который был раньше по отношению к японской популярной культуре, сейчас уже нет. Поэтому им пришлось расширять круг. Сейчас фестиваль «Анимания» посвящен уже не только японской, но и вообще восточной и западной культуре. Косплей допускается не только японский, но и любой другой, вплоть до «Игры престолов». К нам же приходит подготовленная публика. Они идут целенаправленно знакомиться с японской культурой. В прошлом году мы слегка изменили порядок анонсирования, и на фестиваль пришли новые люди. Думаю, наша основная миссия – работать именно для них. И посольство Японии нашу точку зрения разделяет.
– Много ли нижегородцев учат японский язык?
– У нас в университете больше ста, всего по городу – человек триста. Это не считая тех, кто учил и бросил. Посольство Японии заинтересовано, чтобы людей, изучающих японский, было больше.
– В НГЛУ есть и японский, и китайский языки. К какому интерес больше?
– Оба языка преподаются на направлении «Зарубежное регионоведение». Это политологическая специальность, поэтому студентам в политклубе участвовать сам бог велел. Конечно, на китайский абитуриентов больше идет. Некоторые хотели бы учить корейский, но его в вузе нет, поэтому начинают учить японский.
– Трудно ли студенту попасть на стажировку в Японию?
– На полностью оплачиваемые стажировки у нас проходят один-два студента в год. Это зависит еще и от числа партнерских вузов. В Китай уехать проще. Но японский язык проще для изучения, чем китайский. Бывают молодежные обмены по самым разным сферам. Обычно это спорт, искусство. У нас от области по такой программе в Японию ездили представители боевых искусств. В мае прошлого года к нам по линии партнерства вузов приезжала делегация из Японии. В нее входили представители школы традиционного японского танца и участники файер-шоу-группы. Такие программы финансирует Японско-российский центр молодежных обменов.
...Тем временем мы видим, как в кабинетах вуза проходят мастер-классы: по цветочным картам, игре в го и сёги (аналог шахмат). Конечно, самый красивый – по икебане. Участники старательно трудятся над композициями из цветов, листьев, веточек. Распустившаяся верба, оказывается, очень изящно вписывается в икебану. Мастер-классы ведут в основном студенты. Кто что-то умеет, тот обучает остальных.
Из зала доносится пение. Это мастер-класс по караоке. Как ни странно, это японское развлечение очень популярно в России. Впрочем, и многое другое тоже, от карате до суши. Восточные гости уже давно прижились в нашей стране.