Имущество Олега Сорокина суд оценил в 50 раз ниже рыночной стоимости

Процесс по делу бывшего главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина поражал всех, кто следил за ходом разбирательства, неприкрытой циничностью и слишком вольной трактовкой норм права. Приговор же окончательно расставил все точки над i. Кому-то очень нужно не только осудить и дискредитировать нижегородского политика (в прошлом – успешного бизнесмена), но и разорить его. А суд послушно отработал ТЗ.

Имущество Олега Сорокина суд оценил в 50 раз ниже рыночной стоимости

На это обстоятельство обратили внимание не только нижегородские, но и центральные СМИ, а корреспонденты радиостанции «Коммерсант ФМ» собрали мнения экспертов на этот счет. И вырисовалась неприглядная картина запланированного кем-то отъема собственности.

В своем последнем слове Олег Сорокин говорил, что некие люди пытаются поживиться за его счет. И вынесенный судьей Нижегородского районного суда приговор подтверждает его слова.

Напомним, что помимо лишения свободы, суд назначил Олегу Сорокину выплату штрафа в размене 460 млн рублей. Основанием послужила ч.6 ст.290 УК РФ. Удивляет даже не сумма – почти максимальная, а порядок ее взыскания, прописанный и приговоре. Согласно ему, взыскание будет обращено на арестованное имущество, принадлежащее бывшему успешному бизнесмену Олегу Сорокину. В основном это коммерческая недвижимость в центре Нижнего Новгорода.

Такой порядок сразу вызвал много вопросов. Зачем продавать имущество, если Олег Сорокин – весьма состоятельный человек – способен выплатить штраф в денежной форме? Что у него есть необходимые для этого средства, легко увидеть из налоговых деклараций о доходах и имуществе бывшего бизнесмена. Они ежегодно (в соответствии с требованиями закона) публиковались в открытом доступе в бытность его главой Нижнего Новгорода. Кстати, по словам адвокатов Сорокина, копия такой декларации есть в материалах дела.

Однако, суд не счел нужным предложить Олегу Сорокину добровольно перечислить сумму штрафа в установленные законом сроки. А между тем, по закону, существует даже возможность предоставления рассрочки уплаты взыскания (для тех, кто не в состоянии заплатить все сразу). Впрочем, бывшему бизнесмену такая рассрочка бы вряд ли понадобилась.

Казалось бы, государство, в доход которого пойдет штраф, заинтересовано в том, чтобы получить деньги сразу и в полном объеме. Добровольная выплата – самый короткий и прямой путь зачисления средств в бюджет. И самый честный – ни к чьим рукам по дороге не прилипнет ни копейки. Процедура реализации имущества – процесс длительный, хлопотный и затратный. И тут есть возможность «половить рыбку в мутной воде».

Почему же суд вынес именно такое решение, хотя в законе оговорено: взыскание на имущество может быть обращено лишь при отсутствии или недостаточности денежных средств? И, кстати, решение о реализации имущества должен принимать не судья, а судебный пристав-исполнитель.

Ответа на этот вопрос нет. Однако есть факт: суд вышел за рамки своих полномочий и включил в приговор список объектов недвижимости, подлежащих реализации с тем, чтобы вырученные деньги перечислить в уплату штрафа. Причем в приговоре указывается кадастровая стоимость недвижимости, которая в разы меньше рыночной.

Вы бы отказались приобрести помещение площадью 255,3 кв. метра на центральной улице города – Большой Покровской, 63 – за 2 325 783 рубля? Думаю, нет. Этот дом находится рядом с площадью Горького на проходном месте, помещения сдаются в аренду за очень неплохие деньги. А суд устанавливает стоимость квадратного метра в 9 110 рублей.

Эксперты недвижимости, к которым обратились за комментариями наши коллеги из «Коммерсант ФМ», были просто в шоке от такой оценки.

- Улица Большая Покровская – это одно из самых привлекательных мест в Нижнем Новгороде для инвестора торговой недвижимости, - сказал нам руководитель отдела аренды ООО «Директория» Максим Чертановский. – Исходя из арендных ставок, которые есть и пользуясь самым распространенным доходным методом оценки, при помощи которого можно спрогнозировать будущие доходы на основе существующих, мы можем сказать, что один метр торговой недвижимости на Большой Покровской может стоить и 100, и 150 тысяч рублей.

Директор по развитию агентства недвижимости «Монолит» Алексей Козлов подчеркивает, что речь идет об уникальном предложении, поскольку свободной коммерческой недвижимости в лучших местах Большой Покровки сейчас просто нет.

- На сегодняшний день цены по Большой Покровской могут доходить до 500 тысяч рублей за один квадратный метр, - говорит эксперт. – На самом деле, если посмотреть по рынку, то таких предложений нет, и сейчас купить объект на этой улице невозможно. Исходя из того, что очень большой трафик, эта ситуация из года в год одна и та же. С этих помещений можно всегда получать большой доход и всегда Большая Покровская и будет сдаваться, поэтому цена продажи очень высокая.

Легко посчитать, что оценка помещения на Большой Покровской занижена, как минимум, в 12 раз, а как максимум в 50 раз. И список объектов, которые предлагается реализовать за копейки, в приговоре довольно объемный.

А вот еще пример: нежилое здание по улице Белинского, 61. Площадь 5 331,2 кв. метров, тоже с арендаторами. Это тоже центр города, 300 метров до площади Свободы. Здание отдельно стоящее и, что особенно важно, с собственной парковкой, что большая редкость в центре города. Оно оценено всего в 41 313 079 рублей. Это меньше, чем по 8 тыс. рублей за кв. метр. Его минимальная стоимость на рынке не меньше 500 млн рублей. Иными словами, если уж суд решает реализовать имущество Олега Сорокина, то одного здания на Белинского, 61 достаточно для покрытия полной суммы штрафа. Однако в приговоре целый список объектов, оценка которых смущает экспертов.

- У меня, как у профессионала, сразу возникает вопрос, а что с землей под этими объектами недвижимости? Об этом ничего не сказано, - обращает внимание на еще один аспект решения суда защитник Олега Сорокина Дмитрий Артемьев. – То ли земля бесплатно прилагается к объектам, что само по себе мало вероятно, то ли будущему владельцу в силу его положения абсолютно все равно – он свое получит.

Конечно, мы не можем с уверенностью назвать имена тех, кто станет новым собственником объектов недвижимости. Можно лишь предполагать заинтересованность некоторых лиц в приобретении выгодной собственности, реализуемой по цене близкой к оценке, заложенной в приговоре (в разы ниже рыночной).

Обращают на себя внимание многозначительные совпадения. Сперва следователь по особо важным делам Лагунов наложил арест на имущество (на тот момент его оценка не произведена). Затем он получил заниженную, по мнению экспертов, оценку. И в итоге общая сумма арестованного имущества волшебным образом совпала с суммой назначенного штрафа. Следователь Лагунов, видимо, экстрасенс: он задолго до суда предугадал приговор, прописанный в нем порядок взыскания штрафа, сумму штрафа и оценку имущества.

Но не один следователь, похоже, обладает экстрасенсорными способностями. Заместитель Генерального прокурора РФ Зайцев, утверждавший обвинительное заключение, был обязан проверить (в числе прочего)  достаточность или избыточность арестованного имущества для обеспечения возможного приговора суда. Он, видимо, тоже исходил из заниженной оценки. Или, отдавая себе отчет, что недвижимость стоит значительно больше и арестованного имущества с лихвой хватит для обеспечения выплаты даже максимально возможного по закону штрафа в 500 млн рублей, почему-то не счел нужным поправить следователя.

Суд же экстрасенсорными способностями не обладает. Зато обладает властью говорить от имени государства. Вот только руководствовалась ли судья Кислиденко интересами страны? Слуга Правосудия, заинтересованный в скорейшем пополнении бюджета, должен бы задать Сорокину простой вопрос: вы в состоянии в установленный законом срок оплатить штраф, который потребовала назначить представитель гособвинения, если таковой штраф будет назначен. Не мешало бы выяснить и рыночную стоимость имущества. Но судья просто включила список объектов недвижимости в приговор, тем самым исключив для судебных исполнителей возможность взыскать штраф деньгами. Ведь приставы обязаны исполнить решение суда буквально.

Все произошедшее приводит экспертов к банальному, но неизбежному выводу: кто-то заинтересован в том, чтобы посадить и разорить Олега Сорокина, нажиться за его счет.

Социолог Александр Прудник считает, что если выбрана более сложная, с промежуточными операциями схема взыскания штрафа, то «в ней содержится некий важный компонент, ради которого и выбран именно такой вариант».

«Этот компонент у всех на виду: лакомый трофей процесса над Сорокиным - объекты недвижимости в центре города, - поясняет он. – Теперь остается дождаться официальных торгов по арестованным объектам, чтобы понять, кто же вошел в трофейную команду по переделу собственности опального Олега Сорокина».

Финансовый журналист Константин Барановский зрит в корень: «За судебным процессом, часто квалифицируемым как политический, просматриваются некие частные бенефициары, которые вполне не против поживиться за чужой счет. Это же несправедливо, что у кого-то, кто приложил силы, энергию и интеллект, есть прибыльные объекты, а у тех, кто явно лучше, этих активов нет. Пусть они теперь у них в собственности будут. Деньги ведь не главное, а - единственное в жизни, чего им так не хватает. Поэтому небольшое раскулачивание не помешает. Государство? Что государство? Оно пусть довольствуется малым».

Об ущербе государству от подобных действий людей, облеченных властью, говорят и другие эксперты.

Обозреватель Сергей Анисимов уверен, что недвижимость «продадут» «своим да нашим». «Получается, что одним ударом убивается несколько «зайцев», - поясняет он. - Наносится максимальный экономический ущерб самому Сорокину. С региональной политической арены убирается серьезный политический игрок. В результате неприкрытого раздербанивания бизнеса экс-главы города «нужные люди» получают свой профит. Населению подается однозначный сигнал: смотрите, раскулачивание олигархов местного масштаба идет по полной программе. Идет игра на самых низменных чувствах «простых людей»: зависти, мстительности. Хорошего в этом неприкрытом «шапито» мало».

«Мне представляется, что использование административного ресурса и собственных связей для решения личных меркантильных интересов намного более опасно для государства, чем то, в чем обвиняли Сорокина на процессе», - подводит итог политтехнолог Александр Рожков.

Адвокаты Олега Сорокина обжаловали вынесенный по его делу обвинительный приговор. Это неудивительно, если учесть те многочисленные нарушения, которые были допущены в ходе процесса (см. «МК в НН» №№ 12 и 13).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру