Что нужно сделать, чтобы адресные программы работали эффективно

В целом адресные программы работают, но сделать нужно еще немало

По эффективности реализации адресных социальных программ Нижегородская область не сильно отличается от других регионов, и тут еще, что называется, пахать и пахать. Львиная доля денег тратится на субсидирование услуг ЖКХ льготникам. Вещь это крайне необходимая, потому что существующие тарифы могут оказаться неподъемными для семей с небольшими доходами.

В целом адресные программы работают, но сделать нужно еще немало

Закон правильный, он говорит, что расходы на оплату коммунальных услуг не могут превышать определенного процента от семейного бюджета, а тем, у кого расходы превышают этот процент, оказывается адресная помощь.

Да, есть определенная неточность при реализации этого закона в связи с тем, что из-за «серых» зарплат у некоторых процент кажется высоким по отношению к официальным доходам, реальные же доходы выше. Но чаще всего действует простое правило – в большинстве своем люди, которые зарабатывают достаточно денег, не «парятся» с хождением по инстанциям и оформлением субсидий.

Еще одна сторона медали связана с тем, что люди, которые могут получать субсидию, должны не иметь долгов по оплате коммунальных услуг. Однако нередко люди, потерявшие кормильца или работу, однажды не смогли заплатить за услуги, и теперь их долги растут как снежный ком. И если раньше была процедура заключения мирового соглашения и выплаты долгов в рассрочку, то теперь соглашение должно быть заключено в течение года и к тому же оно не освобождает от выплаты пеней на накопившуюся сумму долга.

В результате люди, попавшие из-за сложного материального положения в такую кабалу, в условиях, когда нечем кормить детей или стариков, делают выбор не в пользу оплаты квитанций. Они откладывают оплату долгов в долгий ящик: «будут деньги – заплатим». Денег больше не становится. Ведь для того чтобы получить субсидию, нужно расплатиться с долгами из того маленького бюджета, который даже при нормальных платежах требует субсидий.

Бывают разные ситуации. Скажем, сдавали квартиру, снимали квартиру поменьше, пытаясь выиграть в деньгах, а потом оказывается, что жильцы не платили за коммуналку. Они уехали, а долг остался на хозяевах.

Понятно, что государство не может поощрять неисполнение своих обязательств, неоплату услуг ЖКХ, но какой-то механизм для таких людей должен быть предусмотрен. Может быть, этим должен заниматься омбудсмен, может, другой институт, но необходима процедура, позволяющая выстраивать индивидуальную дорожную карту для каждого такого случая (может быть, и не для каждого, если речь идет о полной безответственности, пьянстве и так далее).

Как говорил Николай I, «кроме закона должна быть еще и справедливость». Этого не хватает во многих адресных программах. Иногда одинокий пенсионер не может получить каких-то льгот из-за того, что у него прописан на всякий случай внучок, который живет в другом месте, может быть, даже в другом городе.

Первые шаги в направлении социальной справедливости сделаны, пришло время позаботиться о более тонких и менее очевидных вещах, потому что это все наши люди. И если мы говорим об адресной поддержке, то она действительно должна быть адресной.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 6 марта 2019

Заголовок в газете: Пора переходить к тонкой настройке

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру