Третий год подряд в Нижегородской области неурожай шишек

Дефицит сосновых шишек наблюдается уже третий год, восьмой год подряд – еловых. Работники семеноводческого комплекса пытаются выйти в лес на широких охотничьих лыжах в надежде поймать удачу, но она вновь отворачивается от сборщиков – шишек на деревьях нет. Корреспондент «МК в НН» тоже пытался собирать шишки.

Третий год подряд в Нижегородской области неурожай шишек
Фото: Ярослав Гунин

Всю неделю стоял мороз, и тут сразу оттепель, снег сменяется дождем, лыжи, как ни смазывай, прилипают. Идти тяжело. Нужно искать баланс и стараться не раскидать по округе тот небольшой урожай, что удалось собрать в ведерко.

– Сбор шишек происходит на постоянных лесосеменных плантациях. С помощью крючка пригибаем ветку, собираем в ведро, потом эти шишки сушим и получаем семена, – рассказывает мне по дороге начальник питомника Галина Андреева.

– А почему именно зимой?

– Потому что шишки уже вызрели, они становятся не зелеными, а коричневыми, значит, готовы. Они потом лучше раскрываются, и семена зрелые.

Мы пригибаем к себе каждую ветку, но урожай в 10 шишек с одной считается сегодня рекордным.

Там, где люди пройти не могут, на помощь приходит тяжелая техника. Бульдозер прокладывает путь для автовышки, которая поможет собрать шишки с верхушек сосен. Они там и вызревают лучше, и хранятся дольше. Женщинам работы на высоте запрещены, на помощь им приходят мужья.

– Так побыстрее получается, чем, допустим, когда девчонки на лыжах ездили. Здесь можно побольше собрать. Если у них пара мешков получается, то здесь можно в два раза больше получить, – замечает работник спецсемлесхоза Алексей.

На вышке не до разговоров: противно пикает датчик, дождь отчаянно льется за шиворот, а иголки сосны так и норовят на лице след оставить. Пара мешков с земли и еще четыре с вышки – это в урожайный год, а в этот раз общими усилиями едва мешок насобирать смогли.

Собранный урожай сразу отправляется на переработку. Шишки засыпают в специальный барабан, который отделит крупные фракции, оставив только семечки и лепестки. Сами шишки больше не понадобятся. Их сожгут, золу используют в качестве удобрения для саженцев. С тем, что осталось, начинается кропотливая работа.

– После шишкосушилки происходит механическая обработка семян на машине. Мне поступают вот такие крылаточки, я их должна обескрылить. Я их пропускаю через все машины, и на выходе получаются чистые семечки, которые пойдут на посев, – поясняет мастер леса Марина Андреева.

Семена сортируют и тщательно раскладывают по емкостям. За счет крыла семечка сосны теоретически может пролететь определенное расстояние и, приземлившись в благоприятную почву, дать росток. Но зачастую они становятся добычей грызунов, поэтому лес в средней полосе России принято высаживать. С момента, когда семечко будет брошено в землю, и до того, как сосна даст первые шишки, пройдет 12 лет.

– В Нижегородской области уже третий год подряд по семенам неурожайный год. Мы в этом году впервые воспользовались резервным фондом семян.

– По сути, взяли в долг?

– Да, – горько признается заместитель директора Семеновского спецсемлесхоза Зинаида Горелова.

В резервном фонде Нижегородской области при отрицательных температурах содержатся 2,5 млн тонн семян сосны. Дефицит восполнят в следующие годы, когда хвойные деревья все же дадут урожай. Запасов семян сосны хватит еще на несколько лет, а вот семена елок придется закупать в соседней Кировской области.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 27 февраля 2019

Заголовок в газете: Куда пропали шишки?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру