Подполковник полиции рассказал о том, как готовят оперативников и следователей

1 марта исполнилось 100 лет со дня основания экспертно-криминалистической службы России

Многие из нас любят читать и смотреть детективы (не дай бог никому стать одним из действующих лиц в криминальном происшествии). Следить за тем, как расследуется преступление, по малейшим следам устанавливаются виновники – очень захватывающе. А для следователей и экспертов-криминалистов это ежедневная работа. О том, как готовят курсантов – будущих оперативников и следователей – в Нижегородской академии МВД России, рассказывает начальник кафедры криминалистики, кандидат юридических наук, подполковник полиции Максим Ершов.

1 марта исполнилось 100 лет со дня основания экспертно-криминалистической службы России
Фото: Евгений Алексеев

– Максим Александрович, чему курсантов учат преподаватели вашей кафедры?

– Для Нижегородской академии МВД России приоритетными профилями подготовки являются деятельность подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, деятельность правовых подразделений, предварительное следствие в органах внутренних дел по уголовным делам в сфере экономической деятельности.

Будущих специалистов мы учим выявлять, раскрывать, расследовать преступления. Важным аспектом деятельности по выявлению и расследованию преступлений является взаимодействие оперативных, следственных подразделений с экспертной службой.

Традиционный курс криминалистики включает в себя раздел «Криминалистическая техника», в котором раскрываются закономерности возникновения материальных следов преступной деятельности и информации в них; закономерности их выявления, фиксации и изъятия, методики исследования следов; использования полученных результатов в целях доказывания, розыска преступников и установления иных обстоятельств преступной деятельности и применения в этих целях комплекса средств криминалистической техники. Многое из указанного раздела касается работы эксперта-криминалиста.

– То есть ваши выпускники должны иметь представление о работе эксперта и знать основы криминалистики?

– Да, обязательно. Например, следственно-оперативная группа выезжает на место происшествия – место совершения кражи. Следователю, оперативнику, эксперту-криминалисту во взаимодействии нужно выполнить ряд последовательных согласованных действий, которые позволят обнаружить, зафиксировать и изъять все имеющиеся на месте происшествия следы преступной деятельности. Знание криминалистики, особенностей работы сотрудников экспертных подразделений необходимы.

При этом, когда преподаем криминалистическую технику, например по теме «Криминалистическая трасология», мы обучаем наших курсантов и слушателей находить следы, фиксировать их, рассказываем, при помощи каких технико-криминалистических средств это делается и как правильно их изъять. Однако тонкости проведения отдельных видов экспертиз мы стараемся не затрагивать, потому что образовательные программы подготавливаемых нами специалистов этого не предусматривают.

– То есть в принципе снять отпечатки пальцев они могут, а анализировать их будут другие люди?

– Это не совсем так. Если мы говорим об описании отпечатков пальцев – это одно. Наш выпускник сможет это сделать. Если же речь идет о проведении дактилоскопической экспертизы, то он самостоятельно ее делать не имеет права. Для этого есть аттестованные специалисты – эксперты. В системе МВД России право самостоятельного производства судебных экспертиз предоставляется экспертам, имеющим высшее образование и получившим дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, а также экспертам, имеющим среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

Право самостоятельного производства судебных экспертиз предоставляется выпускникам образовательных организаций системы МВД России, получившим диплом государственного образца по специальности «Судебная экспертиза».

У нас на кафедре работают специалисты, которые имели допуск к самостоятельному производству отдельных видов экспертиз.

– Знания по каким видам экспертиз вы даете курсантам?

– Курс криминалистики состоит из пяти разделов. Первый – вводный, в нем рассматриваются основные теоретические положения науки, отражающие закономерности преступной деятельности и деятельности по выявлению, раскрытию и предупреждению преступлений, показывается характер их взаимодействия, излагаются криминалистические категории, методология науки, содержание частных криминалистических теорий, обосновывается место криминалистической подготовки. Второй – криминалистическая техника. В рамках образовательной программы мы ему уделяем достаточно времени. Как уже было сказано, в нем затрагиваются вопросы работы со следами преступлений, взаимодействия с экспертом, назначения судебной экспертизы, постановки вопросов эксперту и другие. Прежде чем обратиться к специалисту, мы должны понимать, что мы хотим исследовать.

– Что мы ищем.

– Да. Это как раз наша задача: научить работать со следами, как их исследовать и как назначить экспертизу (какую), чтобы получить доказательства по уголовному делу. То есть фактически все: оперативные сотрудники, следователи, эксперты – нацелены на сбор системы доказательств, необходимых для принятия процессуальных решений. Наша задача – научить именно этому.

– То есть, по сути, эксперт – это инструмент следователя, который должен научиться с ним работать?

– Следователь должен не просто научиться использовать знания эксперта, но и взаимодействовать правильно. От работы следователя в конечном счете зависит доказывание по уголовному делу. На это направлены их совместные усилия с экспертом – собрать систему доказательств и принять процессуальное решение. Поэтому следователь должен не просто уметь работать с экспертом, ставить перед ним вопросы, но и уметь грамотно анализировать полученные результаты. Если следователь не знает каких-то нюансов, он не сможет адекватно оценить итоги исследований, сделать правильные выводы.

Третий раздел курса – организация расследования преступлений. Наша кафедра избрала интересный и уникальный путь преподавания именно этого раздела. У нас есть авторский курс профессора кафедры Александра Федоровича Лубина. В рамках курса мы учим, как организуется с точки зрения функционального и логического аспектов деятельность по выявлению и расследованию преступлений.

Четвертый раздел – криминалистическая тактика. В нем речь идет о тактике производства отдельных следственных действий. И заключает курс криминалистическая методика. Она рассматривает типовые характеристики и типовые схемы расследования отдельных видов и групп преступлений, как расследуются кражи, преступления против жизни и здоровья человека и т. д. Упор делается на экономические и коррупционные преступления.

У нас есть широкий арсенал технико-криминалистических средств. Например, передвижная криминалистическая лаборатория на базе автобуса ПАЗ. Лаборатория предназначена для моделирования в образовательном процессе выезда следственно-оперативной группы с набором технических средств на место происшествия, его квалифицированного осмотра, поиска, фиксации, изъятия и предварительного исследования следов и вещественных доказательств. Она позволяет приобрести практические навыки действий следственной бригады в полевых условиях при автономном режиме работы, в том числе в экстремальных условиях (в темное время суток при отсутствии естественного и внешнего искусственного освещения, при неблагоприятных погодных условиях (дождь, снег)).

В комплексе с лабораторией используется квадрокоптер, который позволяет фиксировать место происшествия с высоты, если есть необходимость, снимать сам ход образовательного процесса. Все это может передаваться онлайн и анализироваться группой.

– Вы стараетесь идти в ногу со временем.

– Разумеется. Постоянно создаются новые методики. Например, исследование ДНК. Но для того чтобы результаты в расследовании преступлений были, необходима обширная база ДНК-объектов. Изъяли, например, с места преступления биологический материал, выделили ДНК, а сравнить его не с чем. Понятно, что материал накапливается, но сейчас, к сожалению, его еще недостаточно. В будущем проще будет выявлять тех лиц, которые причастны к совершению преступлений.

Очень интересное направление – использование биометрических данных. Это идентификация по лицу, голосу, походке человека. Например, обсуждаются вопросы идентификации человека по походке с использованием видеокамер, установленных на улицах.

– Сейчас много сериалов, которые показывают работу следователей и экспертов. Для специалиста то, что там происходит, фантастика или юмористическая передача?

– Когда в юности я смотрел фантастические фильмы, то некоторые вещи казались просто невозможными, а сейчас они уже стали реальностью. В детективных сериалах тоже так. Например, показывают, как плохого качества изображение с уличной камеры вводится в программу, потом мелькают квадратики – и вот чистое изображение. На сегодняшний день экспертно-криминалистические службы разрабатывают аппаратные комплексы, которые позволяют (не всегда) улучшить качество видео. Так что где-то фантастика, а где-то уже реальность. Но на самом деле, с точки зрения художественной, сериалы смотреть интересно, однако реальная практика от них серьезно отличается.

– Спасибо вам за беседу.

– В заключение хочу поздравить всех экспертов-криминалистов со 100-летием со дня организации службы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 27 февраля 2019

Заголовок в газете: Максим Ершов: «Следователь должен уметь поставить задачу»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру