Этим уже почти по-весеннему теплым вечером толстощекие барочные купидоны бальной залы особняка Рукавишниковых, затаив дыхание, слушали музыку французских композиторов. Баритон, как всегда, вредничал и разлучничал, сопрано наивно мечтало о вечной любви, а меццо-сопрано дарило свой голос мальчишкам-подросткам и возрастным дамам-призракам. Искрящиеся арии из опер Гуно и Оффенбаха, пряные гармонии романсов Дебюсси и Равеля, полные шарма песни Ж. Гарваренца, Ж. Бретеньера, С. Адамо и Л. Монно согревали душу и наполняли сердце любовью.
Про концерты в музее, и не только
– Эти концерты – проект нашей небольшой команды музыкантов, – рассказал мне Алексей – Мы с супругой Екатериной Платоновой, тоже певицей, солисткой Нижегородской филармонии, сотрудничаем с профессором нашей консерватории, пианисткой и искусствоведом Ольгой Гринес. В Нижнем Новгороде мы даем довольно много концертов, в том числе для абонемента в университете имени Лобачевского, концерты итальянской и французской оперной музыки. В этот раз с нами поет еще наша однокурсница, с которой мы учились вместе в консерватории, – солистка Челябинского оперного театра Екатерина Бычкова. Мы приглашаем своих друзей принять участие в наших концертах, и не только из России, кстати. В том же университете мы проводили концерты с нашими шведскими друзьями, к примеру с пианисткой Юлией Сиговой из Мальмё, лауреатом премии «Лучший музыкант Скандинавии», оттуда же приезжал тромбонист Регимантас Станкус. Отдельный концерт мы делали со скрипачом из Королевского оперного театра Копенгагена Антоном Ласиным. У нас много друзей, – улыбается Алексей.
Зарубежные поездки
– А они нас приглашают к себе. Этим летом, к примеру, нас ждут с концертами в Лунде (Швеция). Мы ездили с концертами в Мальмё и уже, можно сказать, постоянно принимаем участие в ежегодном музыкальном фестивале Эрика Сати во Франции. Сати, знаменитый французский композитор, жил в Аркее, поэтому именно там проходит основная часть фестиваля, но фестивальные концерты проводятся не только в Аркее, но и в других городах и даже странах. На этом фестивале происходили разные интереснейшие встречи, в том числе не только музыкальные. Например, мы там познакомились с черногорским герцогом Николаем Негошем. Он нас приглашал петь у него дома.
Эти поездки, выступления и встречи – важная часть моей жизни. Но основное для меня все-таки – это работа в театре. Артистическая жизнь. Вот уже шесть с половиной лет с момента поступления я занят во всех премьерах Нижегородского государственного академического театра оперы и балета.
Про театр
– Наш театр по-настоящему репертуарный, в нем идет очень много спектаклей, что сейчас становится редкостью. Если говорить о русской провинции сегодня, репертуары театров сильно сокращаются, и исполнителю становится просто тесно. А в нашем театре при небольшой труппе идет обширный репертуар, и поэтому артист все время находится на сцене. Он востребован, и в этом смысле мне очень нравится в Нижнем Новгороде.
Еще мне нравится, что у нашего театра есть определенный стиль. У нас нет таких спектаклей, где Ленский из ружья кого-то случайно убивает или Иоланта катается по сцене на роликовых коньках, мы не плаваем в бассейнах в заключительной сцене «Евгения Онегина». Наш театр отличается стремлением к одному стилю – стилю реалистического русского театра.
У нас есть золотой фонд спектаклей именно реалистического русского искусства, но при этом есть и экспериментальные спектакли, которые современным языком без искажений доносят до зрителя классику. Например, опера «Казаки» современного композитора Ширвани Чалаева по одноименной повести Льва Толстого или замечательный мюзикл «Красавец мужчина» на музыку Эдуарда Фертельмейстера по пьесе Островского. Обе постановки основаны на большом литературном материале. Не просто так наш оперный театр носит имя не музыканта, не композитора, а великого русского поэта.
Про себя в театре
– Вообще моя любимая партия – это, конечно, Евгений Онегин. Потому что это не узкооперный герой, это еще большая литература. Это очень глубокий и важный для русской культуры образ. Есть оперы, сюжет которых специально создан для того, чтобы легко было сделать оперу. Но есть и другие – основанные на серьезном литературном материале. Такие, как «Евгений Онегин», «Фауст» или «Ромео и Джульетта». Я с удовольствием воплощаю на сцене именно такие образы, потому что они дают простор для размышлений, для поиска выразительных средств. А самая большая моя мечта – спеть и сыграть князя Андрея Болконского в «Войне и мире». Это грандиозный четырехчасовой спектакль, для него нужен мощный состав. Болконский – огромная роль, очень развернутая, и я чувствую близость этого образа. Этот спектакль в основном идет в таких крупных театрах, как Мариинский, Большой или Метрополитен в Нью-Йорке.
Консерватория
На мой логичный вопрос, не скучно ли в Нижнем, Алексей улыбается:
– Что вы. У меня много замыслов, концерты, поездки. В столице ведь как: если ты занят в основном составе, то времени ни на что больше не остается, а если во втором, то месяцами можно ждать выступления. Я не только веду артистическую жизнь, но и благодаря приглашению президента консерватории Э. Б. Фертельмейстера преподаю в консерватории сольное пение и ассистирую как режиссер профессору Агабабову в оперном классе. Я бы сказал, что нашел очень хороший баланс.