Почему реформу образования нужно начинать с себя

«Идет лев по лесу, навстречу ему лиса. “Ты кто?” – “Я лиса”. – “Записываю: лиса. Придешь ко мне завтра утром, я тебя съем на завтрак”. Идет дальше, навстречу медведь. – “Ты кто?” – “Я медведь”. – “Записываю: медведь. Придешь ко мне завтра днем, я тебя съем на обед”. Идет дальше, навстречу заяц. – “Ты кто?” – “Я заяц”. – “Записываю: заяц. Придешь ко мне завтра вечером, я съем тебя на ужин!” – “А можно не приходить?” – “Можно. Вычеркиваю”…» Этот анекдот прекрасно иллюстрирует ситуацию в российской школе.

Почему реформу образования нужно начинать с себя
Галина Клочкова, директор частной школы имени М. В. Ломоносова, депутат Законодательного собрания Нижегородской области Фото: предоставлено школой

В нашей школе можно очень многое, все зависит от учителей и, конечно, директора. От того, насколько они осознают свои возможности и хотят работать над их реализацией. На этом пути, конечно, есть препятствия. И главный способ преодолеть их находится в нас самих и заключается в простом желании что-то изменить.

Мы жалуемся на бесконечную работу с бумажками, которая отнимает много времени и сил и не имеет отношения к образовательному процессу. Но ее можно существенно облегчить, просто ведя документацию в онлайн-офисе Google Docs, бесплатном и доступном всем.

Мы говорим, что в силу разных обстоятельств не можем настроить образовательный процесс таким образом, чтобы он отвечал актуальным тенденциям и требованиям, которые записаны в Федеральных государственных образовательных стандартах. Но это вполне реально. Вопрос в том, чтобы педагог сделал осознанный выбор в пользу современной технологии ведения уроков, которая, согласно устоявшимся представлениям и принятым стандартам, исключает фигуру учителя как носителя знаний, а выводит его на уровень помощника, призванного обеспечить групповую коммуникацию в классе.

Во многих школах дети до сих пор проводят большую участь учебного времени сидя рядком за партами, сложив руки, и слушают информацию, которая является для них абстракцией. Это «белый шум», который не имеет практического смысла и потому не усваивается. Во-первых, им это просто не нужно, то есть они не знают, не понимают, не чувствуют, для чего это нужно. Во-вторых, все это они могут при необходимости узнать в интернете или у Siri – голосового помощника, который наделен искусственным интеллектом и доступен в телефоне. При этом, Siri не будет раздражаться и не назовет их «глупыми», как этом может сделать Мария Ивановна.

Объем знаний в мире растет. Школьные учителя отчаянно пытаются успеть за ним, обрушивая на детей потоки информации. Но у ребенка нет мотивации, чтобы ее запоминать. Базовый ответ на вопрос, каким образом механизмы памяти переводят знания в опыт, еще в прошлом веке сформулировал выдающийся российский и советский ученый, автор ряда работ по когнитивному развитию ребенка Лев Семенович Выготский. Эту формулу легко понять. Не надо устраивать лекцию для того, чтобы научить ребенка ползать. Надо положить перед ним любимую игрушку, и он сам придумает, как до нее добраться. В школе то же самое. Дайте ученикам задачу. Они посоветуются друг с другом и найдут решение, и не одно. Ребенок исследует мир не по урокам. «Мы должны объяснить детям новый материал», – говорят некоторые учителя. Коллеги, у меня для вас неприятная новость. Для этих детей нет нового материала. У современного ребенка весь новый материал легко помешается в руке, когда он берет в нее мобильный телефон с интернетом.

Когда в качестве оправдания плохому образованию приводят данные о низком уровне финансирования и заработной платы, я вспоминаю, как начинала работать учителем в 1986 году. В нашей профессии зарплаты никогда не были высокими и оборудования часто не хватало. Я помню время, когда за собственные деньги покупала цветные мелки, потому что они были нужны мне для работы, а в школе были только обычные белые. Я уверена, что настоящие профессионалы поступают именно так и именно они являются носителями трендов. Но, к сожалению, часто таких людей считают странными и даже сумасшедшими.

Работать с мотивацией детей тяжело. Да, это сложная работа. Именно поэтому нам положен двухмесячный отпуск и пенсия по выслуге лет. Но если вы делаете выбор в пользу этой профессии, то должны понимать, что вам как учителю необходимо обладать определенными навыками. Вы должны уметь работать с психологом и быть психологом, ведь ситуации возникают самые разные и от них нельзя отвернуться. Вы должны обладать базовыми познаниями в медицине и консультироваться с врачами, чтобы понимать физическое состояние ученика, от которого зависят его способности к обучению. Вы должны сотрудничать с руководством, если хотите работать в команде, а не быть крайним в глазах родителей.

Но, самое главное, у вас должны быть способность и желание учиться самому, потребность задавать себе вопросы и самостоятельно находить ответы, которые делают жизнь лучше. Без этого обойтись нельзя. Если учитель перестает учиться, то рано или поздно между ним и его учениками вырастает стена.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 20 февраля 2019

Заголовок в газете: Анекдот про школу

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру