Страницы истории: пароходы на Волгу ворвались стремительно

210 лет назад в Англии был запатентован первый колесный пароход

Очень скоро изобретение добралось до России – первый пароход в стране курсировал между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, а уже в 1817 году пароходы начали бороздить Волгу. Мы попытались выяснить, что сейчас напоминает об этих коптящих небо гигантах.

210 лет назад в Англии был запатентован первый колесный пароход
Фото: Ярослав Гунин

– Нижний Новгород, стоящий на берегу двух рек, не мог не привлекать сюда пароходы. Англичане, которые приехали сюда, поразились волжским просторам, и у них тут же родилась идея создать здесь пароходное общество, – рассказывает директор нижегородского музея речного флота Галина Абаева.

Впрочем, первоначально идея у властей одобрения не нашла. Николай I отказал в просьбе, мотивируя это тем, что не изучен фарватер, нет Устава и в составе учредителей общества нет россиян. В 1843 году все эти требования были выполнены, и на Волге (и в России в целом) создано первое пароходное общество.

Первый пароход был заказан в Нидерландах, в разобранном виде был доставлен в Нижний Новгород, где в мастерских был собран. В 1846 году он отправился в свое первое плавание, или, как говорят на реке, на свою первую работу.

– Исторические описания свидетельствуют, что он был довольно неказистый, негармоничный, некрасивый. Но тем не менее за свою первую навигацию он заработал для учредителей общества очень хорошие деньги – 13 тысяч рублей. Они были потрачены на приобретение за рубежом более крупных и более мощных пароходов: «Геркулес», «Самсон», «Кама» и «Ока», которые в последующие годы также работали у нас на Волге, – продолжает Галина Абаева.

В 1917 году в Нижнем Новгороде насчитывается уже 59 мощных пароходных компаний и еще две тысячи частных пароходных владельцев.

– Все это говорит о мощнейшем развитии пароходной техники во второй половине XX столетия. Крупнейшие пароходные общества, такие как «По Волге», «Кавказ», «Меркурий», «Самолет», насчитывали по 50 и более пароходов. На ярмарку в 1917 году приходило до 18 тысяч судов различного назначения, яблоку негде было упасть, – уточняет директор нижегородского музея речного флота.

Практика поставки судов из-за границы себя не оправдывает, Россия быстро перенимает опыт строительства пароходов и начинает делать их сама. Самый старый на сегодня – «Николай Гоголь» – был построен в 1911 году для Северной Двины, где на удивление, и поныне жив и здравствует, и даже готовится к очередной навигации. Кстати, он родом из наших мест. В этом году нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» отметит свой 170-й день рождения. «Гоголь» был спущен с его стапелей.

– Это был двухпалубный пассажирский речной пароход, который строился специально для северных рек. Почти 90 лет завод строил только двухпалубные суда, первые трехпалубники появились в 1958 году, но это были уже дизель-электроходы, – рассказывает заместитель директора музея истории завода «Красное Сормово» Маргарита Финюкова.

В музее про «Гоголь» рассказывают отдельно – все же последний живой колесный пароход во всей России. В честь его 100-летия была выпущена памятная медаль. В музее хранятся тарелка, календарь и вымпел.

Сейчас на «Гоголе» идут плановые ремонтные работы, которые завершатся к началу навигации, и пароход сможет принять на борт первых туристов. Раньше он отапливался дровами, сейчас переведен из экономии на мазут, но свою главную роль на Северной Двине он продолжает играть.

Оказалось, что свой пароход есть и на Волге, вот только от посторонних глаз он надежно спрятан, а речники не видели его уже несколько лет. Построенный в 1908 году в немецком городе Киле, после войны он был передан Советскому Союзу, где все время работал в качестве буксира-толкача, помогая большим судам отойти от причальной стенки.

Многие помнят его под именем «Конаково» по речным парадам, которые проводились в Нижнем Новгороде в День России – 12 июня. Но последние несколько лет про пароход ничего не слышно. Он надежно спрятан от посторонних глаз на Борской базе ремфлота, и подойти к нему невозможно. Все наши попытки договориться с собственником – компанией «Волжское пароходство» – о его съемках заканчивались ничем.

– Ничего удивительного. Пароход находится в таком состоянии, что лучше на него вообще не смотреть, – рассказал «МК в НН» Вадим Иванов.

Несколько лет назад он вел переговоры с руководством Волжского пароходства о покупке баркаса, но все мечты разбились о суровую реальность. Проще, чтобы судно не досталось никому и сгнило в забвении.

Между тем на предприятии в Кстовском районе, где работает Вадим Иванов, им успешно восстановлены несколько паровых машин. Здесь же представлены и другие экспонаты со старых судов. Когда-нибудь коллекционер мечтает открыть свой музей, в котором будут представлены не только паровые машины, но и вещи, связанные с дореволюционным флотом, и, возможно, пароход мог бы стать таким плавучим музеем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 13 февраля 2019

Заголовок в газете: По Волге на паровой тяге

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру