При этом мы видим, что за последние недели сразу несколько нижегородских управленцев получили должности на Дальнем Востоке, а в саму Нижегородскую область стараются приглашать специалистов из других регионов. В чем причина такого подхода с переброской людей между субъектами федерации, пока не вполне ясно.
Можно увидеть здесь как положительные, так и отрицательные стороны, но главный вопрос – к чему мы в конце концов хотим прийти. К сожалению, ответа на этот глобальный вопрос пока нет.
Одной из главных задач, которые могут быть решены с помощью такой политики, является повышение управляемости страной из центра. При прочих равных «варяг» будет более ориентирован на Москву, чем человек, работающий в родном регионе.
Когда люди у себя на родине постепенно растут, с младых ногтей набираются опыта, становятся мэрами, губернаторами – это прекрасно. Человек проходит все ступени карьеры, его знает каждая собака. Он знает всех собак, в том числе которые уже скончались и тоже прекрасно его знали, знает каждую кочку в своем городке и рядом с ним и не видит своей жизни вне своего городка. Это очень хороший вариант.
С другой стороны, совершенно рабочим может быть и обратный вариант, когда толковый управленец, получивший образование в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, получает какую-то должность в Нижегородской области – скажем, мэром того же сравнительно небольшого городка. Для него мэрство – ступень карьеры. Но если он за день до назначения не знал о существовании этого городка, это ничуть не мешает ему проявить себя и не снижает мотивации. Он вникает в местные проблемы, вспоминает, чему его учили, и применяет то, чему научился за время своей пока не очень большой, но современной практики.
Результат может быть хорошим в обоих случаях.
Политика президента, который назначает «варягов» временно исполняющими обязанности губернаторов, воспроизводится и на других уровнях власти – теми же губернаторами и мэрами. Возможно, они просто копируют подход президента. Потому что у нас есть неплохой потенциал и рассказы о «короткой скамейке», об отсутствии кадрового резерва – это не про Нижний Новгород. У нас есть откуда брать новые силы. Возможно, приглашение специалистов из других регионов преследует цель дать какой-то новый импульс системе управления благодаря снижению воздействия на власть различных групп влияния.
Ничего страшного в такой кадровой политике нет – если кто-то может справиться с конкретными задачами лучше, чем выходец из нашей местности, прекрасно. И централизация, и децентрализация имеют свои положительные стороны, ответ на целесообразность их применения может дать только практика.
Здесь можно вспомнить, что Сергей Кириенко (кстати, нижегородец), ныне не последний человек в администрации президента, еще с конца 90-х мечтал о кадровом резерве. Видимо, сейчас у него есть возможность реализовать эти свои мечты.
С моей точки зрения, было бы неплохой идеей при назначении губернаторов и мэров крупных городов объявлять конкурс на уровне всего мира. Например, было бы здорово, если бы в конкурсе на пост главы Нижнего Новгорода принял участие и, возможно, победил тот же Нил Ушаков, мэр Риги. Тем более что у него нет языкового барьера. У него хороший опыт. Пусть Рига и немного меньше Нижнего, но это крупный столичный город. Мечты, но… почему нет?
При этом совершенно понятна и точка зрения, что выбранный мэр всегда лучше назначенного – он вынужден договариваться с большим числом простых людей и что-то для них делать – хоть чуть-чуть. При такой системе шансы стороннего человека возглавить город и регион если не нулевые, то весьма небольшие.
Но пока федеральный центр по каким-то соображениям делает ставку на назначение, а не на выборность.