Как избежать подтоплений при строительстве низконапорной плотины в Нижегородской области

06.02.2019 в 17:11, просмотров: 459

Недавно узнал, что назначены очередные слушания по низконапорной плотине в Козино. Они пройдут 14 февраля в администрации Балахны. Только нужно ли ее строить?

Как избежать подтоплений при строительстве низконапорной плотины в Нижегородской области
Уменьшение осадки корабля береговой охраны Фото: U-rise.spb.ru

У меня давно есть вариант проводки судов по мелководьям. Я считаю проект реальным, хотя похожего опыта нигде не нашел. Но можно поэкспериментировать, просчитать, смоделировать – и в дело. Результаты и эффекты будут. Предлагается возможный вариант проводки судов по мелководьям с помощью понтонов, исходя из многолетнего большого опыта еще с советских времен. Как инженер-электротранспортник с большим опытом считаю, что проект вполне возможно реализовать на основе современных технологий и материалов. Затраты будут в разы меньше. И без новых экологических проблем. Подготовить и реализовать можно успеть и к середине лета, к проблемам навигации. Возможные сэкономленные средства можно направить на развитие детских речных пароходств и экопроекты. Немного о предыстории вопроса. 17 декабря 1923 года создана ЭПРОН – Экспедиция подводных работ особого назначения. В СССР занимались подъемом затонувших судов, место затопления которых было известно. Поднятые суда ремонтировались и снова вводились в строй Военно-морского или гражданского флота. Со дна также помимо целых судов поднимались и их части, неповрежденные механизмы, металл и перевозимый ими груз. В 1941 году ЭПРОН был переименован в аварийно-спасательную службу (АСС) Военно-морского флота. Специалистам экспедиции за все время существования удалось осуществить подъем 450 судов в составе ЭПРОНа и почти 2000 кораблей будучи АСС, провести сотни спасательных операций.

Использовались понтоны, которые представляют собой плавучие сооружения, устроенные так, что они могут менять свою плавучесть в результате заполнения их водой и продувки сжатым воздухом. По материалу, из которого изготовлены понтоны, они подразделяются на жесткие и мягкие. Жесткие понтоны строятся из судостроительной стали, мягкие – из прорезиненной ткани с соответствующей оплеткой.

Какое отношение это имеет к низконапорной плотине? Трудности водного транспорта обусловлены тем, что участок Волги в нижнем бьефе Нижегородской ГЭС длиной 53,5 километра оказался вне подпора с совершенно неудовлетворительными условиями судоходства на 20 перекатах, расположенных на этом отрезке.

За 59 лет функционирования ГЭС в ее нижнем бьефе произошла глубинная эрозия русла Волги на 1,35 метра у Городца и на 85 сантиметров у Балахны, что привело к падению судоходных глубин в камерах шлюза и на перекатах. Произошедшая здесь просадка уровней повлекла за собой снижение глубин и на порогах камер шлюзов. Так, уже к 1995 году глубина 3,5 метра стала выдерживаться лишь в течение двух-трех часов при попусках Нижегородской ГЭС с расходами 1100 кубометров в секунду.

Сейчас в летне-осенний период на порогах нижней ступени шлюза Нижегородского гидроузла судоходная глубина 3,5 метра поддерживается всего четыре-пять часов в сутки, но уже только при среднесуточном расходе воды 1300 кубометров в секунду.

Таким образом, большегрузные суда через шлюз могут пройти лишь за несколько часов в сутки. Порой возникает большая очередь из ожидающего шлюзования флота, и проход теплоходов в верхний бьеф откладывается иногда на четверо суток.

Учитывая значимость и уникальность созданной Единой глубоководной системы европейской части России, необходимо кардинально решить проблему судоходства. На участке Волги в нижнем бьефе Нижегородской ГЭС должна обеспечиваться единая транзитная судоходная глубина в четыре метра.

Возможен вариант. Приподнимать суда до минимально нормальной осадки с помощью надувных эластичных понтонов. Произвести соответствующие расчеты и проектирование. Построить специальные причалы за Борским мостом и у шлюзов для подведения и снятия поддерживающих ремней и понтонов. Возможно закачивание и скачивание в понтоны более легких инертных газов.

У нижнего шлюза Горьковской ГЭС построить дополнительный изолированный котлован для регулирования уровня воды при операциях с понтонами. Просчитать возможности самостоятельного прохода судов по фарватеру Городец – Нижний Новгород или с помощью буксировки.

Вариант очень специфический, но при современных и перспективных технологиях вполне реальный.

Основные преимущества: гораздо меньшие затраты, относительная быстрота реализации, минимальное влияние на экологию и жизнедеятельность прилегающих территорий.