Стратегия развития Нижегородской области получилась нереалистичной

Нижегородцы начнут жить по утвержденному документу

Накануне нового, 2019 года на Нижегородской ярмарке общественности была с помпой презентована Стратегия развития региона до 2035 года. Ранее ее уже утвердили на заседании правительства региона. Глава области Глеб Никитин призвал жителей ознакомиться с документом, который должен стать путеводным на ближайшие 17 лет. Мы ознакомились. Действительно, почти 200 страниц духоподъемно описывают будущее Нижегородского края.

Нижегородцы начнут жить по утвержденному документу
Фото: Евгений Алексеев

Правда, даже при первом знакомстве с данным документом складывается впечатление, что реалистичной рабочей концепции так и не получилось. Слишком много разных и зачастую противоположных векторов движения, которые не учитывают даже уже сложившихся факторов, но есть общая гуманистическая установка – «все должно развиваться».

Как привлечь лучших работодателей мира?

«Этот документ создавался при активном участии жителей региона и экспертов из разных отраслей, в нем обозначены ключевые цели на ближайшие годы и пути их достижения, и это касается каждого жителя региона», – подчеркнул губернатор Глеб Никитин, который, надо отметить, очень не казенно, с чувством, рассказывал о проделанной работе и, конечно, не забыл отметить, что «все это сделано для человека – главной ценности Стратегии, для развития личностного потенциала; для экономики, которая обеспечит высокий уровень жизни и комфортное и безопасное проживание».

Но даже анализировать концепцию с точки зрения общей логики тяжело, поскольку ее писали разные группы экспертов (региональных и федеральных) и просто заинтересованных граждан, (проработано 5,5 тысячи предложений), документ рассматривался и в 19 федеральных органах власти. Задачи порой ставятся очень разнонаправленные и суперлидерские. Амбиции у Нижнего Новгорода, который когда-то даже претендовал на звание третьей столицы, еще остались, а вот силенок и возможностей столько уже или пока (?) – нет.

Да и состав и поведение населения, потребителей очень изменились (социальный и демографический портрет, запросы, привычки, предпочтения, материальное и финансовое положение и проч.), но этот демоаспект в стратегии не анализируется и как механизм развития не рассматривается.

Пока даже в руководстве области мы видим акцент на привлечение сторонних кадров. И если делать ставку на мобильность нижегородского народонаселения, то с учетом близости столиц это, естественно, будет задавать совсем другой вектор движения: работа на аутсорсинге, вахтовый метод, меньше внимания обустройству «собственного дома», патриотическому началу в широком смысле слова.

В одном из разделов Стратегии, например, ставится нетривиальная по своей «смелости» задача «привлечения в регион организаций с высокооплачиваемыми профессиями, входящих в рейтинги лучших работодателей России и мира».

Лучшие работодатели мира, по версии Forbes, это Google – Alphabet (его сотрудники зарабатывают около 200 тысяч долларов в год), Microsoft, Apple, Japan Exchange Group, Walt Disney, Amazon и Celgene, немецкие компании Daimler и BMW Group, тайская Kasikornbank, гонконгская CNOOC.

Мы их в Нижний Новгород хотим пригласить? В условиях санкций чайку попить? Очень смело… Думается, большинство наших программистов сами помчатся куда угодно, только Гугл позови. Из российских в списке 500 лучших – Московская биржа, «Сургутнефтегаз», Объединенная авиастроительная корпорация, «Аэрофлот», «Лукойл», но им и в Москве удобно. Да, есть у нас «ячейки» ведущих мировых компаний, но количество созданных рабмест ничтожно. (Вспоминается, как на днях приходил газовик ремонтировать газовые приборы – сотрудник нашего «национального достояния», у которого зарплата в 12 тысяч рублей и есть изредка премии (до 20 тысяч в среднем выходит), так он насчитал работ на две тысячи рублей, а официально выписал счет только на половину суммы, остальное просил дать «по-черному» – людям так приходится зарабатывать, а, казалось бы, солидная компания.)

Фантазии писателей

Сногсшибательных идей, если не сказать шапкозакидательных, в Стратегии есть. Финансовые затраты на воплощение всего задуманного даже просчитать пока невозможно, разве только конкретные объекты, например транспортной инфраструктуры – это сотни миллиардов рублей.

Надеемся, что план мероприятий, который, как обещают в правительстве области, тоже будет разработан, все же приблизит «путеводный документ» к реалиям жизни, по конкретным объектам и по срокам.

Пока же концепция представляет собой удивительную, эклектичную смесь из уже реализуемых дел, общих прекрасных и пожеланий и действительно перспективных проектов федерального и регионального уровня, которые, очевидно, нуждаются в обосновании и расчетах.

Все это насажено на каркас «умных», продвинутых, понятных чиновникам терминов (в духе «цифровизации»), в которых, кажется, и сами составители Стратегии не очень разобрались.

Просто для примера: в задачах по устойчивому развитию сельских и неурбанизированных территорий обозначено «стимулирование процесса рурализации (обратного урбанизации оттока населения из города на село из-за ухудшения экономического положения. – Ред.) и привлечение человеческого капитала в сельскую местность».

Помилуйте, почти вся стратегия «заточена» на кристаллизацию еще оставшегося в глубинке активного народа, стягивания его в «полюса роста» (таковых восемь обозначено), где еще сохранится производство. То есть одной рукой мы вымываем из села активное, работоспособное население, убирая оттуда социалку, инфраструктуру, доступное энергопотребление, а другой рукой стимулируем обратный процесс – создание экопоселений, популяризируем жизнь в экологически чистой среде? Кто поедет в поселения без газа, света, воды и дорог? Правда, там обещают развивать локальные системы обеспечения. Но ведь инфраструктура требует обслуживания. Нам бы удержать оставшееся хозяйство и людей.

Но общие пожелания крестьян о «прогрессивном развитии» АПК, леспрома, охотничьего хозяйства, о закреплении кадров в Стратегию включили. Еще в глубинке будем внедрять агро- и экотуризм, а также повышать «самозанятость». Вот так собираемся спасать деревню!

«Полюса жизни»

Ключевым и наиболее реалистичным в стратегии выглядит как раз проект специализации восьми «полюсов роста» (локализация элементов цепей добавленной стоимости), который направлен на развитие перспективных и «сильных» отраслевых направлений экономики для данной территории и управление размещением производственных сил в «полюсах роста», сказано в документе.

На севере, например, сформирован шахунско-уренский полюс с привязкой, конечно, не к Шахунье, где нет газа, а к уренскому «Оргхиму» и деревообработке. При этом до сих пор нет утвержденного регионами и Газпромом проекта газификации северных районов Нижегородской области – в ответ на заявленное Глебом Никитиным на встрече с президентом Владимиром Путиным предложение по строительству магистрального газопровода Шаранга – Шахунья – Йошкар-Ола, где задействованы три субъекта. (Но есть информация, что в ближайшее время главе государства представят новую программу газификации российских регионов, и чаяния наших северян там, возможно, будут учтены.)

На юге выделены арзамасско-саровский полюс, вотчина Росатома и епархии, и аграрные центры – починковско-лукояновский и лысковско-сергачский. Конечно, представлен и самый близкий к Москве выксунско-кулебакский металлургический кластер, а также городецкий полюс, включая Балахну, местную энергетику, бумкомбинат, индустриальные парки с рядом новых производств, остатки автопрома. Главной в этой конфигурации сил станет нижегородская агломерация, которая заберет все соседние с Нижним Новгородом поселения. При этом центры компетенций и человеческого потенциала по плану Стратегии закреплены только за пятью полюсами из восьми. Все остальные территории, видимо, будут развиваться как пространственные и природно-ландшафтные (дачи, дома престарелых, остатки социалки).

Вопрос: куда будет стремиться молодежь и прочее работоспособное население? Хотя одно из «флагманских направлений» в Стратегии сформулировано как «комфортно жить везде».

Тарифы – в нанотехнологии

Очень смешной раздел про жилфонд и ЖКХ. В одном флаконе прописано и «повышение качества и доступности жилищного фонда», и «повышение эффективности использования застроенных территорий», и «сохранение зеленых зон», и редевелопмент. Просто хочется понять – за чей счет? Пока никакого внятного механизма ни для инвесторов, ни для просто граждан, живущих в памятниках, не предложено. В то время как жители активно протестуют против точечной застройки и ряд таких проектов уже было остановлен (!), а другие выступают за сохранение исторических территорий и памятников. И тут же ставится задача «привлечения инвесторов-застройщиков с обязательствами продавать жилье по фиксированной цене» и «вовлечение пустующих земельных участков внутри городских границ в проекты массовой жилой застройки», – сейчас как раз идет судебный процесс, в том числе из-за того, что инвестор взялся на комплексную застройку большой территории, которую власти сами выделили под это дело.

Еще забавнее выглядит задача «внедрения эффективных финансовых моделей ремонта МКД», в том числе «проработка схем льготного кредитования и проектного финансирования ремонта». А где в этой схеме Фонд МКД, куда многие нижегородцы уже отдали уйму денег, а ремонта еще не дождались? Декларируется также проект «эффективной модели управления ветхими домами, который направлен на поиск решения проблемы выведения ветхих домов с баланса домоуправляющих компаний в силу высокой стоимости их обслуживания». На чей же баланс их переводить, на бюджетный или за счет жителей? Так Нижний Новгород давно экспериментирует с муниципальной ГУК, на которую скинули дома 5–6-й категории, и у нее на «балансе» скопилась масса прокурорских претензий.

Профессионалам также неловко читать про «оптимизацию тарифных платежей за услуги ЖКХ», которая подразумевает «принятие мер по сокращению размера платежей за жилищно-коммунальные услуги за счет использования современных энергосберегающих технологий (в том числе нанотехнологий) при строительстве и проведении капитального ремонта».

У нас все промышленные нанотехнологии (нанопокрытия, композиты и прочее) только в папке Чубайса (и все очень дорого) или в «пилотах», а в жизни даже обязательное утепление домов депутатам думы Нижнего Новгорода не удалось включить в муниципальную программу капремонта (в рамках обязательств Фонда МКД)!

Но любителям передовых технологий надо подготовиться, энергетики пробили – в 2020–2023 гг. – очередную замену нынешних примитивных счетчиков на «интеллектуальные», которые на расстоянии будут передавать показания.

Как думаете, кто станет оплачивать переход на новый технологический уровень и сколько «нано» ляжет в сбытовую надбавку?

Стратегия написана настолько теоретически, что как будто нет конкурирующих соседних регионов, нет интересов холдингов, госкорпораций и ресурсоснабжающих компаний, нет задачи зарабатывания прибыли, а большинство инвесторов просто мечтают вложиться в Нижегородскую область.

Однако все, что касается «цифровизации, кластеризации, создания логистических хабов» и других федеральных новоукладных трендов, – все расписано, как надо, в терминах, понятных высоким чиновникам.

Когда метро строить будем?

А нижегородцев, например, очень интересует строительство новых станций метрополитена, но в стратегии только общие слова о «приоритизации общественного транспорта, развитии скоростных внеуличных линий и выделенных полос, трамвайных линий и метро и проч. Хотя по внешним автомагистралям ситуация прописана гораздо конкретнее.

Строить и реконструировать будем дороги Нижний Новгород – Шахунья – Киров; Р-152 Шопша – Иваново – Нижний Новгород, обходы Балахны, мостовой переход через Волгу в районе Подновья и путепровод тоннельного типа (Восточный обход); северный обход Нижнего Новгорода; 4-ю очередь Южного обхода; обходы городов (Арзамас, Балахна, Заволжье, Лукоянов, Лысково и др.).

А когда начнется строительство дублеров проспектов Гагарина, Ленина, Сормовского шоссе?

Пока в этой теоретической Стратегии Нижний Новгород выглядит гораздо более интегрированным в федеральные транспортные коридоры, чем обустроен внутри себя. Проект «Развитие скоростного и высокоскоростного межрегионального и межмуниципального пассажирского сообщения», например, предусматривает «установление трансграничного сотрудничества и повышение транспортной доступности соседних регионов».

А идея «мультимодального транспортно-логистического хаба» в привязке к аэропорту Стригино и с перспективой международной составляющей подразумевает «внедрение цифровой платформы контроля и управления транзитными грузоперевозками с использованием электронных идентификаторов (TMS-системы и киберфизические системы, в том числе «умный контейнер», «цифровой поезд» и другие).

В общем, все должно быть настолько круто, что только за счет транзита соответствующие компании должны иметь хорошую маржу, ну и бюджет тоже пополнится.

О том, что Нижний Новгород должен и может оттянуть на себя часть московского пассажирского и грузопотока, говорят со времен губернатора Валерия Шанцева.

Хотя пока к этому нет никаких экономических предпосылок, кроме чисто теоретического выгодного географического, логистического положения Нижегородской области. Как без новых заказчиков и адресатов (типа восточных соседей) и федеральных решений перенаправить часть трафика из Москвы в Нижний? Это может быть только в привязке к экономике, к ВСМ, если высокоскоростная магистраль все-таки «случится» и по ней пойдут грузоперевозки. То же самое с международным трафиком нижегородского аэропорта. По спорту тоже много непонятного, хотя собрали в кучу все, что планировалось сделать раньше: лыжно-биатлонная трасса, 50-метровый бассейн, легкоатлетические манежи, хотя один из фирменных нижегородских видов спорта – прыжки с трамплина – остался только с проектом одного трамплина К60, а раньше задумывалось три.

«И где график по ФОКам в областном центре, где самый востребованный в центре “Водник”?» – спрашивают пытливые читатели.

Три карты

Но надо оговориться: в реализацию Стратегии закладываются даже не два сценария – оптимистичный и пессимистичный, а три – инновационный, базовый и консервативный и можно сразу заглянуть в конец задачника и наконец трезво оценить, что стоит за глобальной задачей.

Инновационный результат – когда экономика России развивается по оптимистическому сценарию Минэкономразвития РФ: разработаны и успешно реализуются концепции отраслевого развития; реализованы стратегические задачи по повышению эффективности госуправления; успешно реализуются инициативы Стратегии.

Базовый сценарий: все удается сделать только частично. И наконец «консервы»: все плохо, не удалось продвинуться почти ни в чем. Какой-то из вариантов однозначно сбудется.

А ключевые интегральные показатели при разных сценариях отличаются в полтора-два раза. Например, по качеству жизни рейтинг области может как вырасти (по инновационному), так и остаться на нынешнем уровне или чуть подрасти. Ожидаемая продолжительность жизни нижегородцев при одном сценарии вырастет к 2035 году с нынешних 71,9 года до 81,5, а при другом – только до 73 лет.

Медианный доход населения может увеличиться до 82 тысяч рублей в месяц, а может только до 31 или до 50 тысяч рублей.

Коэффициент доступности жилья (количество лет, необходимых семье для первичного накопления на ипотеку или приобретение квартиры) может снизиться с трех лет в два раза – до полутора, а может остаться почти на прежнем уровне.

При этом ВРП на душу населения однозначно должен расти при любом развитии событий: по инновационному варианту – в три раза к 2035-му – с 376 тысяч (в ценах 2016 года, сказано в Стратегии) до 1091 тысяч рублей или же всего в полтора раза – до 533 тысяч.

Это дорогое здравоохранение

Самой уязвимой для Нижегородской области сферой остается здравоохранение. Все, что можно, в районах уже «оптимизировали», да и, к слову сказать, население и демография действительно здорово просели. Теперь обеспечивать доступность «медуслуги» будут за счет мобильных бригад, установки нескольких модульных ФАПов, телемедицины, цифровизации, аутсорсинга и прочих ухищрений. Но, скорее всего, задачу невозможно решить без радикального пересмотра подходов к здравоохранению на федеральном уровне. Сегодня это архаичная отрасль – отсутствие современных стандартов и протоколов оказания медицинской помощи, катастрофическое вымывание профессионалов из бюджетного здравоохранения. Известные врачи на федеральном уровне давно уже говорят, что нужны изменения и в схемах финансирования, и в подготовке кадров, и в подходах к пациентам. А то, что нынче происходит, это безумные и неэффективные бюджетные траты («не помогающие» препараты, ненужные исследования и анализы, тотальная и бесполезная диспансеризация и проч.).

Если ты будешь истекать кровью, тебя наверняка спасут, а вот если тебя будет изнутри разрушать болезнь с непонятным диагнозом, то никто ничего не гарантирует.

Но в стратегии все красиво описано: «повышение качества и эффективности, доступности, медицинской помощи, пациентоориентированности, создание регионального онкологического кластера ядерной медицины».

Научный имидж

Но самым фантастическим в перспективах развития области выглядит научный блок. «Большой науки» в Нижнем Новгороде давно нет, но сейчас проектов задумано столько, что Дубна и Академгородок под Новосибирском просто отдыхают. Один только научно-образовательный центр разработок и конвертации технологий Академии физики высоких плотностей энергии (НОЦ) чего стоит! Декларируется создание лидирующей распределенной (между Нижним Новгородом и Саровом) площадки, обеспечивающей ведущие позиции региона в цифровой экономике, подготовке кадров, инновациях, импортозамещении. Запланированы Центры биофотоники, лазерный – по исследованию экстремального света, на основе лазерной термоядерной установки УФЛ-2мс (РФЯЦ–ВНИИЭФ), строительство субэкзаваттного международного исследовательского комплекса (о чем ранее мечтал наш земляк, ныне президент РАН Александр Сергеев).

Примечательно, что в задачи вписано даже «создание имиджа области как ведущего центра в сфере науки и инноваций на федеральном уровне». Без этого регион не прозвучит на международном уровне. Он предполагает определение ключевых стейкхолдеров (люди, которые влияют на принятие решений. – Ред.), до которых необходимо доносить соответствующую информацию, что поспособствует привлечению под проекты значительных федеральных средств, а также частных инвестиций.

Как говорят участники создания данной Стратегии, хорошо бы, чтобы хотя бы процентов десять было реализовано, а не стало имитацией.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 16 января 2019

Заголовок в газете: Прекрасная, как мечта, Стратегия-2035

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру