Александр Суханов о деле Олега Сорокина: «Цугцванг в условиях цейтнота»

Александр Суханов, координатор Нижегородского эксперт-клуба:

«Судебный процесс по делу Олега Сорокина все в большей степени напоминает мне тяжелую позиционную шахматную партию. Дебют явно затянулся. В результате мы переходим в стадию миттельшпиля с угрозой резкого вынужденного перевода его в стремительный и непредсказуемый эндшпиль. Налицо, как говорят шахматисты, все признаки приближающегося цейтнота.

Вчера на последнем заседании, по мнению многих наблюдателей, произошел перелом в пользу стороны защиты. Адвокаты вынудили сторону обвинения признать наличие в деле засекреченных материалов, что не позволяет рассматривать дело в суде первой инстанции. По закону теперь дело надо передать в областной суд. А это верный выигрыш по времени и выход за дату срока давности.

Более того, многим внешним наблюдателям уже кажется, что сторона обвинения оказалась в ситуации цугцванга (кто не знает – это ситуация, при которой у игрока не остается хороших ходов, все ходы только ухудшают ситуацию). Какой выбор оставила защита стороне обвинения?

Многие наблюдатели называют три варианта:

1. Изымет засекреченные материалы и оставит судебную подотчетность районного суда;

2. Признает ошибочность направления дела в районный суд и передаст его в областной

3. Снимет гриф секретности с указанных документов с наказанием для допустивших невыполнение ранее изданного распоряжения – снять гриф секретности.

На первый взгляд, кажется, что действительно все плохо, ни одно из этих решений не позволяет стороне обвинения защитить обвинение и добиться реального наказания для подсудимых.

Мне ситуация видится иначе. Мне это напоминает «туземные» пляски устрашения с бубнами и барабанами.

Что должно происходить на самом деле за пределами софитов и за пределами судебного зала?

Сторона защиты и сторона обвинения ищут вариант договориться с максимальным взаимным удовольствием. Обвинение хочет получить то, что ему крайне необходимо. Тогда соблюдение сроков давности потеряет смысл. Доводы, выдвинутые московскими адвокатами настолько очевидны, что предполагать непонимание этого со стороны прокуратуры можно только на уровне, говоря словами Ленина, головотяпства. Но это слишком просто, чтобы быть правдой. Скорее похоже на «психологическую ловушку» для команды защиты, стремление ее расслабить видимостью скорой победы.

Задача защиты - минимизировать возможности давления на Олега Сорокина и снизить уровень его уступок. Кстати, в условиях открытого процесса под софитами журналистских вспышек добиться уступок гораздо проще. Но если уступки не входят в планы, а тем более есть надежда вообще от них отказаться, - тогда переход в областной суд видится одним из наиболее простых вариантов. Ведь если дело не рассыпается, но грозит пролететь конечную остановку превышения сроков, то и переговаривать уже не о чем.

Чтобы скрытые интересы и цели каждой из сторон, точнее как они их видят и понимают, стали ясны и нам, надо посмотреть внимательно на внутреннее восприятие каждой из сторон своей позиции.

Сторона защиты:

1. Усилившись именитыми коллегами, уверена, что нашла безупречный ход для решения своей стратегической задачи – выиграть время. Это решается выставлением требования передачи дела в областной суд.

2. Передача дела в областной суд не просто выигрыш времени – рассмотрение дела начинается сначала, с «нуля». И у следствия нет ни единого шанса уложиться в оставшиеся сроки, а, значит, сработает срок давности.

3. Дальше, исходя из слов московского адвоката – продолжение давления на обвинение с требованием полного оправдания – там сроков давности нет. Есть еще «дубинка» Европейского суда.

4. Давление на Олега Сорокина не только снимается, но очередь хода по выдвижению условия переходит к ныне обвиняемому.

5. Следствие посрамлено, посыпает голову пеплом, приносит официальные извинения, государство выплачивает компенсации.

6. У следствия цугцванг, каждый его следующий ход только ухудшает ситуацию и приближает неизбежное поражение.

Вам тоже так кажется? Вы, как и команда защиты, тоже уверены в таком исходе? Вы уверены, что обвинение будет всеми силами удерживать процесс в районном суде? Уверены, что обвинению выгодно именно это?

Давайте посмотрим, на что может рассчитывать обвинение?

1. Уповать на то, что обвинение, многократно рассматривая дело, не заметило такой оплошности первокурсника? Не верю. Видели, знают и оставили с какой-то целью.

2. Я уверен, что стороне обвинения перенос заседания в областной суд нужнее, чем стороне защиты. Почему? Потому что это сразу и автоматически «закрывает» процесс от СМИ и от общественности. В закрытом режиме допущенные представители защиты лишаются права выносить вопросы на общественное суждение. Часть команды стороны защиты неожиданным образом лишится права допуска к секретным материалам и не сможет принять участие в процессе.

3. В закрытом режиме договариваться придется в сложных психологических условиях да еще в условиях цейтнота.

4. Это еще не доказано кто окажется в ситуации цугцванга. Скорее всего, он окажется взаимным. Но инициатива переговоров будет на стороне обвинения. Потери окажутся более существенными.

4. В закрытом режиме приговор может быть принят в течение недели.

Я далеко не уверен, что это так. Обвинение сегодня, да и защита тоже, имеют не только цугцванг, но и цейтнот. А сколько катастрофических ошибок было совершено в условиях цейтнота!

Кто-то из умных заметил, что цейтнот и цугцванг диктуют участникам выбор между поражением или полным беспределом. Вот наши стороны находятся в таком состоянии. Только я бы еще добавил, что пока остается не закрытым окно возможности договориться.

Памятуя судьбы Ходорковского, Гусинского, Березовского и многих других, в том числе и депутатов, министров, губернаторов, я хотел бы отметить, что все они допустили одну и ту же ошибку. Сам Олег Валентинович, отвечая на вопросы обозревателя Валентины Бузмаковой, очень четко ее сформулирова: «Не ожидал, что все так лихо закрутится».

Специалисты по шахматной теории считают, что есть такое понятие, как взаимный цугцванг. Несложно догадаться, что это такое положение, при котором у обоих игроков нет хорошего хода, и любое действие с любой стороны приводит только к ухудшению положения на доске.

Труднее всего выйти победителем из ситуации, когда обе стороны имеют проигрышные позиции. Каждый шаг оппонента будет встречен действием, которое несет необратимые негативные последствия. Ни у одной стороны нет возможности совершить даже нейтрального хода, только бесполезный.

Посмотрим, что ответит обвинение».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру