Возможностей для финансового маневра у властей регионов осталось немного

28.12.2018 в 13:51, просмотров: 532

Когда правительству Нижегородской области срочно требуются деньги на погашение дефицита бюджета и государственных долговых обязательств, а собственные средства уже распределены по различным бюджетным статьям, нет ничего удивительного в том, что ему приходится покрывать возникающую дыру за счет краткосрочных коммерческих кредитов под восемь с половиной процентов.

Возможностей для финансового маневра у властей регионов осталось немного

Это вполне естественная ситуация, которая свидетельствует о том, что возможностей для финансового маневра у властей большинства регионов немного. Трансферты из федерального бюджета, как правило, носят целевой характер, ими нельзя затыкать дыры первоочередных проблем.

У нас есть программа замещения коммерческих кредитов на беспроцентные кредиты Министерства финансов РФ на сумму порядка двадцати миллиардов рублей. Именно поэтому, собственно, и приходится верстать бездефицитный бюджет – это не шедевр финансовой политики, а исключительно технический прием по подгонке расходов под доходы. Дело в том, что бездефицитность бюджета – обязательное условие для попадания в программу замещения коммерческих кредитов «длинными» федеральными кредитами.

В такой ситуации мы живем достаточно долго, и дело совсем не в новом правительстве, а скорее в старом аппарате министерства финансов Нижегородской области, который умеет это делать и делает это неплохо. Знает, где взять деньги, как их возмещать, как сформировать бюджет без дефицита.

Надо сказать, что Нижегородская область выглядит на фоне прочих регионов совсем неплохо. Госдолг ее составляет порядка семидесяти миллиардов рублей, это около пятидесяти процентов бюджетных доходов, и это совсем не те стопятидесятипроцентные долги, которые имеет Республика Мордовия и некоторые другие регионы. Мы находимся в твердых середняках по этому показателю. И это естественно при той политике регионального центра, который особенно и не заботится о степени самостоятельности региональных властей в части зарабатывания и финансовых расходов на первоочередные проблемы.

Обратите внимание на заголовки сообщений, которые входят в топ новостей агентств. Говорят о миллиардах, которые Нижегородская область получит на дороги, на формирование комфортной городской среды, о шести миллиардах, на что-то еще… – все это деньги федерального бюджета, но они имеют узкоцелевую направленность, с ними не побалуешь.

И информация об этих миллиардах является как бы свидетельством того, что нижегородское областное правительство действительно серьезно занимается борьбой за федеральную финансовую поддержку.

Что касается зарабатывания денег внутри, то тут можно хвастаться, что у нас достаточно устойчивая доходная база. Но это объясняется не столько тем, что у нас промышленность задышала (ожидаются серьезные проблемы с ГАЗом, с машиностроением), сколько успешной работой структуры налоговых инспекций. За несколько лет они действительно серьезно продвинулись в части взимания налогов, в том числе благодаря так называемой цифровизации. Это на самом деле достижение – число налоговых нарушений заметно снижается именно благодаря переходу на цифровой способ начисления налогов и подачи налоговых деклараций. Но заслуги регионального правительства здесь нет, это заслуга главы Федеральной налоговой службы Мишустина.

А кредитные линии на два миллиарда существенно размер нижегородского госдолга не изменят. Тем более что в этом году уже успели отчитаться о его снижении на целых семь процентов, а не на какие-то десятые доли.

Собственные доходы у Нижегородской области более-менее стабильные. Есть ожидание потери налога на прибыль, во многом это зависит от судьбы Горьковского автомобильного завода. Но при этом останутся устойчивыми поступления от налога на доходы физических лиц, какие-никакие поступления от акцизных сборов.

Каких можно ожидать прорывов? Возможно, в части более эффективного использования недвижимости, но это главным образом работа города – удастся Панову что-нибудь в этом направлении сделать или нет. Судя по тому, что этим вопросом занялся Баринов, министр имущественных и земельных отношений, похоже, что и правительство ориентируется на использование этих резервов.