За год ареста Олегу Сорокину так и не показали вещдоки по его делу

19 декабря 2017 года был взят под стражу бывший глава Нижнего Новгорода

Сегодня в Нижегородском районном суде продолжится слушание уголовного дела в отношении Олега Сорокина. Сегодня исполнился год, как он был арестован. С тех пор бывший глава города, заместитель председателя Законодательного собрания области, создатель одной из самых крупных девелоперских компаний региона, меценат и настоящий столп общества содержится под стражей.

19 декабря 2017 года был взят под стражу бывший глава Нижнего Новгорода

Арест Олега Сорокина и обыски в его квартире и офисе год назад наделали немало шума в Нижнем Новгороде. Эти события стали шоком для нижегородцев. В городе многое связывали с личностью Олега Сорокина: новые микрорайоны, торговые центры, отремонтированную набережную возле отремонтированной при нем же Чкаловской лестницы. Люди, которым он помог в тяжелых жизненных ситуациях, поддержал, когда их детям требовалось дорогостоящее лечение, звонили в редакцию. Спрашивали, чем они могут помочь. Писали письма.

Обвинения тогда были предъявлены в получении взятки в виде незаконного оказания услуг имущественного характера в особо крупном размере за общее покровительство и попустительство по службе (часть 6 статьи 290 УК РФ). Никто не взял его с поличным, и даже взятки не было.

Олегу Валентиновичу вменяется в вину эпизод пятилетней давности, по которому давно доведены до конца все следственные действия, вынесен судебный приговор, виновные установлены и даже отбыли наказание. Следствие вдруг неожиданно, при отсутствии каких бы то ни было новых данных, взялось за расследование старого эпизода.

«Как же так? – подумает внимательный читатель. – Ведь в репортажах с судебного заседания речь идет совсем о другом обвинении».

В том и парадокс происходящего. Плюс к невнятному эпизоду со взяткой (кто кому и за что дал деньги и существуют ли эти деньги в природе, понимает, видимо, только сам следователь. Может быть, еще и прокурор) было добавлено обвинение ни много ни мало – в похищении человека. Этот эпизод еще более древний – аж 2004 года.

Давайте же вспомним происходившее год назад. И попробуем понять логику событий.

Перечитывая и пересматривая новости за год, легко увидеть, как четко была спланировала кампания по дискредитации Олега Сорокина. Практически сразу после ареста вышла программа Аркадия Мамонтова, а затем еще и интернет-фильм Геннадия Григорьева о бывшем главе Нижнего Новгорода. Понятно, что за один день это не снимешь и не смонтируешь. В фильмах использовались все приемы пропаганды, от передергивания фактов до откровенной лжи.

Несмотря на это, в защиту Олега Сорокина выступили очень известные, уважаемые люди. На первом же заседании суда, где решался вопрос об избрании меры пресечения, были представлены ходатайства бывшего губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, народной артистки России Надежды Бабкиной, главного редактора газеты «Московский комсомолец», председателя Союза журналистов Москвы Павла Гусева, телеведущих Дмитрия Диброва и Арины Шараповой и других.

Видные россияне и нижегородцы обратились с письмом к президенту России, обращая внимание на происходящее и прося обеспечить законность при проведении следствия и суда. Они обращают внимание на чрезмерность меры пресечения.

Писатель Захар Прилепин специально прилетел с Донбасса, чтобы выступить свидетелем защиты. Сейчас, кстати, он добивается права, предусмотренного законом, стать общественным защитником Олега Сорокина. Один раз суд ему уже отказал, но на прошлой неделе писатель снова пришел на заседание, чтобы заявить свое ходатайство.

Однако 19 декабря прошлого года Нижегородский районный суд принял решение (которое затем утвердил Нижегородский областной суд) оставить Олега Сорокина под стражей. С тех пор ходатайства о продлении срока ареста поддерживались судами не один раз.

Откуда же взялось обвинение в похищении человека, по которому вместе с Олегом Сорокиным проходят двое бывших сотрудников МВД – полковник в отставке Евгений Воронин и майор в отставке Роман Маркеев?

Видимо, следствие засомневалось, что получится доказать суду эпизод со взяткой. И 27 марта бывшему мэру Нижнего Новгорода предъявили обвинение в похищении человека, потерпевшим по которому проходит охранник его бывшего партнера по бизнесу депутата Михаила Дикина – Александр Новоселов.

1 декабря 2003 года на Олега Сорокина было совершено покушение. Следствие рассматривало разные версии, но уже практически зашло в тупик. И тут у оперов появляется информация, что Новоселов знает, кто организовал обстрел автомобиля Сорокина.

В обвинительном заключении, которое начали зачитывать в суде на прошлой неделе, говорится, что в 2004 году оперативными сотрудниками отдела по раскрытию заказных и серийных преступлений во время оперативной разработки была получена информация об осведомленности А. Новоселова о лицах, причастных к покушению на О. Сорокина. Сознавая намерение Новоселова скрыть информацию от правоохранительных органов, Евгений Воронин решил оказать на него давление.

Для этого Воронин намеревался создать обстановку, в которой Новоселов был бы вынужден сообщить все известные ему сведения. Сорокина опера привлекли к сотрудничеству для пущего психологического эффекта.

Показания Новоселова были получены. Позднее он заявил, что был похищен сотрудниками МВД, которые угрозами добились от него сообщения информации о лицах, причастных к данному преступлению. Однако суд приговорил к длительным срокам заключения Михаила Дикина и его брата Александра Дикина.

На протяжении тринадцати лет прокуратура многократно отказывала в возбуждении уголовного дела по фактам, сообщенным А. Новоселовым.

Однако в 2017 году дело было возбуждено. Сегодня О. Сорокин обвиняется в похищении человека, а Е. Воронин и Р. Маркеев – в превышении полномочий и похищении Новоселова.

Евгений Воронин был арестован в марте текущего года. Поводом стало смс с угрозами, которое пришло А. Новоселову осенью 2017 года. И хотя не было доказано, что сообщение отправил бывший опер, он оказался за решеткой.

В течение года Олег Сорокин и его защитники неоднократно обращались в суд с ходатайствами. Они били тревогу: Олегу Валентиновичу и адвокатам не дают возможности подготовиться к суду, изучив все материалы дела.

В итоге 1 ноября 80 томов было передано в суд, а обвиняемый и его защитники некоторые материалы и в глаза не видел. Не дали возможности и осмотреть вещественные доказательства.

На минувшей неделе суд вновь рассматривал ходатайство об ознакомлении обвиняемых с вещдоками. И вновь отказал им.

– Меня не обвиняют, что я долго знакомлюсь с вещдоками, – заявил Олег Сорокин в ходе судебного заседания. – Мне их даже в руки не давали. Дома я мог бы и по 16 часов в день работать с документами. Но меня держат в СИЗО, а следователь давал мне знакомиться с материалами по три часа, что отражено в документах. Меня будут судить, так и не показав мне вещественных доказательств. И мне теперь говорят, что ты не имеешь права об этом даже заикаться. Спасибо, что хотя бы думать не запрещают. В течение года скрывают вещдоки, не дают их нам.

Меж тем продолжается информационная война против Олега Сорокина. Вскоре после заседания суда на двух центральных каналах вышли репортажи об этом деле. Подсудимых обвиняют в том, что они затягивают процесс. Хотя с 2004 и 2013 годов много воды утекло. За это время по обоим эпизодам уже и решения были вынесены. По заявлению Новоселова прокуратура несколько раз отказывала в возбуждении уголовного дела. Даже в судах разных инстанций свою позицию отстаивала. Может, это она затягивает дело?

Говорят, столичные журналисты (которые, видимо, не стали вникать в суть процесса и даже на заседании суда не были), что Олег Сорокин «получил взятку от местного коммерсанта в 2013 году». А по версии следствия и согласно обвинительному заключению, бизнесмен Садеков передал взятку в 30 миллионов рублей вовсе не Сорокину, а руководству фирмы «Вектрон». Следствие и гособвинение пытаются доказать, что эта взятка была передана в интересах Сорокина. То есть направление движения денег, по версии следствия, не от Садекова к Сорокину, а в противоположном направлении. Но кто ж разбираться будет? Особенно если зритель не из Нижнего Новгорода и мало знаком с местными реалиями.

Сегодня продолжится заседание суда по этому весьма неоднозначному делу. «МК в НН» будет и в дальнейшем информировать своих читателей о происходящем на процессе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 19 декабря 2018

Заголовок в газете: Год несвободы Олега Сорокина

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру