Место слияния Оки и Волги достойно статуса геопарка ЮНЕСКО

У Стрелки есть шанс стать охраняемым культурным ландшафтом

На территории Нижнего Новгорода нет отдельных исторических объектов, способных претендовать на статус наследия ЮНЕСКО. Однако само место расположения города на слиянии двух крупных рек - это уникальное явление, целостный культурный ландшафт, который может претендовать на включение во Всемирный список наследия, а в перспективе может стать и геопарком, считает эксперт ЮНЕСКО, доцент ННГАСУ Александр Иванов

У Стрелки есть шанс стать охраняемым культурным ландшафтом
Фото Романа Бородина

- Александр Владимирович, последние несколько лет нижегородской Стрелке, зоне слияния Оки и Волги уделяется повышенное внимание. Территория меняется, осваивается, но вопросов больше, чем ответов. Каким вам видится сценарий развития этого знакового места?

- Во главу угла нужно ставить его уникальность и двигаться в сторону создания геопарка, куда, в первую очередь, должна входить именно зона слияния этих двух рек.

В мире сейчас существует около 130 геопарков под эгидой ЮНЕСКО. Эта всемирная организация осуществляет методологическое сопровождение их деятельности, помогая сформировать глобальную сеть геопарков. В чем их огромный плюс? Создание геопарка не означает наложение каких-то новых ограничений на экономическую, социальную и иную деятельность на определенной территории. Остаются только уже существующие ограничения, а объектом сохранности является не просто сама геологическая история земли, а то, как эта территория осваивалась людьми, какие выдающиеся объекты здесь появились. Сегодня в мире достигнут определенный предел в музеефикации. Стало понятно, что все, что нужно сохранять, должно жить естественной жизнью, при этом не разрушаясь. Геопарк - это территория, где поддерживается национальная культура, связанная с конкретным геологическим объектом. И если, например, речь идет о туризме, то это в значительной степени научный, исследовательский, образовательный туризм, направленный на изучение территории, включенной в геопарк.

Геопарк - это территория, как правило, большая по площади, чем объекты наследия. И внутри геопарка может быть несколько десятков особо охраняемых объектов - природных и культурных. А вся территория в целом позволяет сформировать определенное отношение к этим объектам и самому статусу геопарка, в первую очередь, у местного населения. Важно, чтобы жители воспринимали это не как что-то чуждое, нужное только туристам и каким-то международным организациям, а чтобы они понимали, что в этом залог их экономического и социального благополучия. Если люди живут в красивом месте, имеющем мировую ценность, в непосредственной близости от значимых культурных объектов, их экономический и социальный уровень имеет существенно иное качество.

- Насколько мы близки к этой мировой тенденции?

- Наиболее продвинутым регионом в нашей стране является Республика Башкортостан. Здесь есть все предпосылки для создания в скором времени первого в России геопарка. Дальше следуют Алтай, Ульяновская область и Республика Дагестан - те, кто уже готовит или подготовил заявки в ЮНЕСКО. Идея, разработанная нашей кафедрой и получившая одобрение на последней конференции ИКОМОС, прошедшей в сентябре в Новгороде, заключается в присвоении статуса геологического наследия зоне слияния Оки и Волги, потому что по своей геологической истории наша территория действительно уникальна в мировом масштабе.

Больше нигде в мире две реки, длина каждой из которых от устья до места слияния превышает тысячу километров, не сформировали такой ландшафт с перепадом высот в 100 метров и более и с такой неповторимой природой левобережья Волги. По левому берегу Волги от Городца примерно до Большого Козино произрастает так называемая «дубрава у Городца». Это крупнейшая дубрава в этих широтах - памятник природы. Вообще место дубрав гораздо южнее, но именно в обширной пойменной зоне, где формируется своеобразный микроклимат, где достаточно богатые почвы, они у нас и растут. По сути, такая уникальная территория существует в 14 километрах от Чкаловской лестницы. И в хорошую погоду с хорошей оптикой край дубравы можно разглядеть. А если мы в другую сторону посмотрим, за Бор, то там можно увидеть начало южной тайги - лесов, которые тянутся до Урала и дальше.

- Какими вы видите границы территории, которую можно включить в геопарк?

- Сейчас нужно решить задачу именно сохранения места слияния рек и включения его во всемирное наследие. Это тот первый шаг, к которому, я надеюсь, идет правительство региона, - придать зоне слияния Оки и Волги статуса культурного ландшафта. И шансы у нас очень высокие.

И вот границы культурного ландшафта, по моим представлениям, должны включать семь холмов Дятловых гор по правому берегу Оки, разумеется, со всем, что на них расположено. На левом окском берегу обязательно нужно обратить внимание на берегоукрепление - искусственное сооружение, сделанное в 1930-х годах для защиты Канавина от весеннего половодья. По моим представлениям, это территория от Оки вглубь до Совнаркомовский или Должанской. Именно здесь расположены наиболее ценные культурные и исторические объекты.

Дело в том, что отдельных исторических объектов, которые могли бы претендовать на статус наследия ЮНЕСКО, у нас в принципе нет. Если идти объектным путем, то нам предъявить нечего. Но мы сейчас ведем речь о сохранении именно культурного ландшафта, а он живет и меняется. И вот с этой точки зрения появление, например, некорректно проведенной реконструкции или какого-то новодела не является неразрешимой проблемой. Лишь бы не менялась суть использования этой территории. Здесь просто более щадящие требования. И мы претендуем именно на это - на культурный ландшафт. Все, что выживает вопреки времени и обстоятельствам, обладает ценностью. В этом отношении примеров у нас много.

И это не музеефикация, это именно наполнение культурных объектов жизнью. А идея геопарков является просто более глобальным продолжением этой идеи.

- С одной стороны, важно не принимать поспешных решений, особенно когда дело касается судьбы той или иной территории, а с другой, - не успеешь оглянуться - что-то снесли, что-то построили…

- Да, есть ощущение скороспелости и хаотичности некоторых решений и действий, однако, заметьте, произошло все-таки определенное улучшение. Если сравнить, что было на Нижневолжской набережной, закрытой забором, что было на Стрелке, пока там оставался совершенно поникший, лишенный достоинства порт, то мы увидим, что происходят изменения, которые мы принимаем и живем с ними. И эти изменения порой оказываются весьма значительными, хотя и напоминают мне машины в пробке, когда мы тратим нервы и бензин на первой скорости, но все же продвигаемся вперед.

Например, одна из серьезных проблем территорий, прилегающих к Канавинскому мосту, - загрязнение почвы. Самые высокие концентрации тяжелых металлов именно здесь - в исторической части левого берега Оки, она дольше всего в городе использовалась как транспортная артерия. И если мы встанем на такую позицию - давайте сначала наведем порядок, а потом будем думать о всяких мировых статусах, скорее всего, никогда мы не наведем порядок и никогда ничего не достигнем. Для нас самое главное - изменить вектор движения. Нам нужен не бренд, как образ застывшего прошлого, нам важен и нужен образ перемен, то, к чему мы стремимся.

Не нужно посыпать голову пеплом и говорить, что мы все потеряли и разрушили, что у нас ничего нет и ничего не получится. Давайте намечать малые дела и регулярно отслеживать, куда же мы движемся. Принципиально важен процесс перемен.

Просто нужно понимать, что у нас нет ничего более дорогого, чем то место, где мы живем. У каждого человека, который живет в родном городе и не собирается  никуда уезжать, гораздо больше оптимизма и шансов добиться своего.

Главное – не опускать руки и что-то делать. Когда я анализирую все случаи, когда я во что-то по-серьезному вмешивался, а в основном это были вопросы сохранения природного наследия, я вижу, что удавалось отстоять принципиальную позицию. Другое дело, что все эти победы носят порой пирров характер, когда результат все равно не блестящий, но хотя бы не был реализован самый плохой сценарий. Еще в 1996 году не было допущено освоение левого берега Волги и поймы в Сормовском районе. А ведь планы были уже тогда. Тогда же удалось аргументировать нецелесообразность развития города в сторону Сартакова. Еще одно из важнейших достижений – то, что в Автозаводском парке уже не будет построен аквапарк, а в Ольгине - стадион. Сормовское приволжье – территорию, прилегающую к Копосовской дубраве, - тоже удалось отстоять. Абсолютно безнадежной казалось ситуация с застройкой Почаинского оврага – но и здесь надежда теперь есть.

Так что многое удается сделать своими силами. И нужно как можно больше жителей города и области включать в эту деятельность, чтобы они понимали: они живут для этого места, и это место существует для его полноценной жизни. Невозможно десяткам активистов решить проблемы миллионного города. Важно сделать своими союзниками большую часть жителей. Я думаю, в этом направлении и стоит двигаться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 12 декабря 2018

Заголовок в газете: Александр Иванов: «Зона слияния Оки и Волги - это уникальный феномен»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру