Саров получит такой же поток туристов, как Сергиев Посад

В середине ноября прошло совещание на уровне администрации президента России, ни больше ни меньше. В нем участвовали губернаторы, полномочный представитель президента в ПФО, федеральные министры и их заместители. Это было заседание попечительского совета Дивеевской и Саровской обителей. На совещании обсуждался вопрос создания туристического кластера «Арзамас–Дивеево–Саров».

Саров получит такой же поток туристов, как Сергиев Посад
Фото: Евгений Алексеев

Дивеево – известный паломнический центр, поток верующих туда весьма активен, особенно летом, в августе. Арзамас мог быть не менее насыщен туристами, однако все они проезжают через центр города, не останавливаясь, или останавливаясь на час, чтобы далее направиться в Дивеево. И в Арзамасе по этому поводу сильно переживают.

Самое главное, что в этой цепочке появилось название Саров.

Как мы знаем, Саров – это ЗАТО, закрытое административно-территориальное образование. Это наукоград, где ученые создавали первую в стране атомную бомбу. Город привилегированный. Он всегда в советское время имел высокий статус, лучшее, чем остальная страна, обеспечение, как и все закрытые города в то время. И так получилось, что, создавая атомную бомбу, ведя научные разработки, Саров (тогда Арзамас-16) сделал недоступными и несколько объектов, которые представляют большой интерес для туристов.

Это земля, связанная с жизнью и деятельностью Серафима Саровского, который здесь не просто побывал, а именно жил и молился. Здесь сохранился камень, на котором он молился, место, где он спал. Все это сегодня вызывает очень большой интерес.

Есть огромный поток паломников и светских экскурсантов в Троице-Сергиеву лавру под Москвой. Это город Сергиев Посад (в советское время Загорск). Сюда в выходные дни приезжает порядка сотни автобусов, в будни чуть меньше. Электрички прибывают с четырех утра и до полуночи, даже позже, с интервалом в пятнадцать–двадцать минут. Такое количество людей прокачивает через себя эта территория.

Сергий Радонежский, чьи мощи здесь находятся, это первый российский святой. Серафим Саровский считается вторым. И вполне логично, чтобы на территории Арзамаса–Дивеева–Сарова был создан кластер религиозного туризма. Мы могли бы получать примерно такой же поток, как Сергиев Посад.

Есть железная дорога, есть поезд из Москвы в Саров. В расписании на Казанском вокзале поезд значится как Москва–Первомайск, но все знают, что он идет в Саров. Есть железная дорога, автодороги… Все дело – в организации.

Точно так же известно, что каждый год наш регион тратит немалые деньги на то, чтобы разместить паломников в Дивееве. Примерно с 28 июля по 4–5 августа там проживает порядка пяти тысяч верующих, приезжающих на проходящие здесь празднества. И наш регион разбивает большой лагерь с военными палатками, полевыми кухнями, буфетами, туалетами.

Почти пять тысяч людей живут там бесплатно каждый год. Если бы их не размещали за счет бюджета, они бы все равно приехали, только бы ночевали, ели и справляли нужду под каждым кустом. И это было бы страшно антисанитарно, грязно. Поэтому организовывать этот лагерь необходимо.

В общем, интерес огромный. И не только со стороны паломников, но и со стороны светских экскурсантов. Речь не идет о том, чтобы развернуть поток из Сергиева Посада, можно организовывать свои потоки – было бы куда ехать. Религиозный туризм однозначно возможен и будет приносить доход.

Как только будет выстроена вся инфраструктура – а она, в свою очередь, будет работать, платить налоги, – люди массово поедут.

Мы видим этот интерес. Летом в очереди к мощам Серафима Саровского можно простоять часа три. Когда мы в декабре поедем туда группой, такой очереди не будет. Зима в отсутствие необходимой инфраструктуры – это не самое удобное время для паломников и туристов. Как только весна, травка, цветочки – люди приезжают в большом количестве.

Как именно и насколько откроют Саров, как это будет проходить технически, обладающий достаточно гибким умом Сергей Кириенко, избранный главой попечительского совета Дивеевской и Саровской обителей, сумеет найти решение. Отмечу, что в совещании участвовали глава РЖД – это очень круто – и министр транспорта Российской Федерации. Два этих человека оказались там неслучайно – нужно наладить поток электричек, сформировать поезда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру