УФАС проверяет независимые автозаправки в Нижегородской области

Руководство УФАС предупредило нефтяные компании

21.11.2018 в 13:33, просмотров: 358

Ситуация с топливом на независимых автозаправках (то есть не встроенных в вертикально интегрированные нефтяные компании – ВИНК) в регионах уже вызывает реакцию федерального центра. На минувшей неделе, как сообщили федеральные информагентства, вице-премьер РФ Дмитрий Козак поручил ФАС и Минэнерго РФ проверить информацию о дефиците топлива на независимых АЗС в регионах.

УФАС проверяет независимые автозаправки в Нижегородской области
Фото: Евгений Алексеев

Территориальным антимонопольным органам поручено взять на особый контроль ситуацию по обеспечению нефтепродуктами независимых сетей автозаправочных станций.

Бензин – в рамках

По решениям, принятым на федеральном уровне, нефтяные компании должны увеличить поставку нефтепродуктов на внутренний рынок по всем каналам реализации на 3% по сравнению с соответствующим месяцем 2017 года.

А ранее в территориальные управления ФАС, в том числе в нижегородское, пришло поручение провести внеплановые проверки автозаправочных станций, чтобы определить, не превышает ли розница индикативный уровень цен в регионах более чем на 4%, установленные федеральным центром. (Напомним, 31 октября правительство и нефтекомпании договорились зафиксировать цены на бензин и дизтопливо на уровне июня и все компании подписали договор.)

Сейчас Нижегородское УФАС России ежедневно исследует розничные цены крупных продавцов нефтепродуктов: ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Центр», ООО «Татнефть-АЗС-Запад». А также еженедельно изучает информацию о стоимости топлива у трейдеров мелкооптового звена ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт».

Проведенный Нижегородским УФАС России 14 ноября мониторинг зафиксировал следующие средние розничные цены на бензин, дизельное топливо и сжиженный углеводородный газ на автозаправках Нижнего Новгорода (по данным на 14 ноября, рублей за литр):

АИ-92 – 41,11

АИ-95 – 43,94

ДТ – 43,51

СУГ – 23,71

Изменение цен на топливо на АЗС Нижнего Новгорода

Вид топлива

14.

11.

2017

01.

01.

2018

01.

03.

2018

01.

04.

2018

01.

05.

2018

01.

06.

2018

01.

08.

2018

01.

09.

2018

31.

10.

2018

14.

11.

2018

Изменение цены в % на 14.11.18 к 14.11.17

Изменение цены в % на 14.11.18 к 31.10.18

АИ-92

36,90 37,74 37,70 37,86 38,51 44,11 44,11

44,11

44,11

44,11

11,41

0,00

АИ-95

39,83

40,51

40,51

40,63

41,31

43,94

43,94

43,94

43,94

43,94

10,32

0,00

ДТ

38,18

39,51

39,51

39,63

40,58

43,51

43,51

43,51

43,51

43,51

13,96

0,00

СУГ

- - 16,05 15,98 16,82 19,64 20,30 22,74 23,05

23,71

- -

Ищите бензин сами

Но в Нижегородском УФАС отмечают ряд других негативных тенденций.

В конце минувшей недели в антимонопольный орган обратились участники розничных независимых операторов АЗС с жалобами на ВИНК. Владельцев бензоколонок тревожит, что практика заключения нефтяными компаниями контрактов комиссии с независимыми АЗС, когда крупные компании подписывали соглашения, по которым они брали под контроль финансовые и товарные потоки АЗС (при использовании бренда нефтяной компании или без бренда), а владелец автозаправки получал лишь привязанное к объему проданного топлива комиссионное вознаграждение, может постигнуть кризис.

Подробнее об этой новой ситуации на рынке, которая опасна негативными последствиями, рассказал на пресс-конференции глава УФАС Михаил Теодорович.

«Нас беспокоит изменение политики топливных компаний, – пояснил он. – Соглашения, которые они подписали с федеральным центром, имеют макрохарактер, они касаются объемов и цен топливных компаний, но не касаются их политики в отношении розничных рынков. А здесь мы видим действия, которые создают напряжение на рынке и могут привести к существенному сворачиванию независимой розницы. Если сегодня на нижегородском рынке независимые составляют до 20%, то в будущем эта доля может превратиться в 10%. Запас прочности у независимой розницы буквально месяцы».

Раньше крупные компании практиковали ограничения отпуска продукции мелкому опту в моменты высокой маржинальности, сейчас же речь идет о том, что один из крупных поставщиков топлива приостанавливает действие договоров комиссии (так называемая давальческая схема) «по причинам, не зависящим от организации».

По словам Теодоровича, в Нижегородское УФАС приходили заявители с устными обращениями о том, что «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» приостановил в области действие договоров комиссии за продажу давальческого топлива на франчайзинговых заправках.

«По такой схеме продавец на АЗС получал маржу и на это жил, у него не было необходимости сперва покупать нефтепродукт, – пояснил руководитель УФАС. – Некоторые независимые розничные продавцы имели по давальческой схеме до 50% от оборота. Если такой поток прекращается, то для поддержания объема продаж продавец должен увеличивать оборотные средства и брать топливо другим образом. То есть независимая розница вынуждена будет примерно в два раза увеличить объем оборотных средств для закупки топлива. Передо мной лежит документ, где “ЛУКОЙЛ-Центр” извещает розничного потребителя о том, что по причинам, не зависящим от общества, вынужден приостановить действие договоров комиссии. Данное обстоятельство мы будем самым тщательным способом исследовать. Это революционно-негативное изменение, и, самое главное, оно рукотворное. Мы не видим причин, в силу которых тот же ЛУКОЙЛ не может поступить иначе».

«Оборотка» подорожает

Такие письма, как утверждает глава УФАС, получил весь рынок АЗС, работающий по этой схеме, жалоб на действия других крупных поставщиков пока нет.

Какой же выход? Теперь мелкий продавец вынужден будет идти в банк.

«И одномоментно бесплатный топливный кредит превращается в платный банковский по цене в лучшем случае 10%, в худшем – до 18%, – продолжает Теодорович. – Если это длится долго, то естественным образом приводит к схлопыванию независимого бизнеса, чего мы допустить не можем. Мы донесли нашу позицию до представителей ЛУКОЙЛа. Косвенные данные говорят о том, что не везде это происходит единообразно. Тот же ЛУКОЙЛ на других территориях иным образом решает такого рода вопросы. Это рождает пищу для наших размышлений, процессуальных в том числе. Обстоятельства можно рассматривать и с точки зрения статьи 10 закона “О защите конкуренции”», – предупредил глава УФАС.

Розничный продавец может пойти и к трейдеру – перепродавцу, потому что им больше некуда деваться. Придется также покупать топливо дороже уже с внутренней наценкой и делать свою наценку при реализации на АЗС. Что, конечно, скажется на объемах продаж и финансовом положении независимой розницы.

В дальних райцентрах, где немного заправок, закрытие каждой будет неприятным сюрпризом, и это большая встряска для местных жителей.

Некоторые независимые АЗС уже сейчас вынуждены завозить топливо бензовозами из других субъектов страны. Как выразился Теодорович, они уже стаскивают в Нижегородскую область нефтепродукты бензовозами, цистернами из Уфы, Казани, Ярославля и откуда только бог пошлет.

Вместе с тем УФАС, выполняя поручение центрального аппарата, завершает подготовку запросов, которые позволят получить факты и с их учетом определиться с дальнейшими процессуальными действиями. Запросы, по словам Теодоровича, будут отправлены в ближайшие дни, в том числе в них будут поставлены вопросы с учетом новых обстоятельств.

Ничем не обязаны?

В ответ на прозвучавшие заявления ЛУКОЙЛ распространил информацию, что у компании «нет обязательств по поставкам топлива контрагентам через механизм договоров комиссии (так называемая “давальческая схема”)» (цитата по «Интерфаксу»).

«Этот вопрос является сферой коммерческих отношений между участниками рынка, и он не оказывает никакого влияния на цены топлива на автозаправочных станциях нашей компании. В компании напомнили, что с 1 ноября 2018 года ЛУКОЙЛ в соответствии с заключенным соглашением между Минэнерго РФ, ФАС и нефтяными компаниями в полном объеме выполняет обязательства по объемам размещения и ценам реализации нефтепродуктов в регионах своей ответственности, а также по объемам реализации топлива на бирже».