Появится ли на нижегородских заправках разноцветный бензин

Глава Росстандарта рассказал о планах «маркировать» топливо

На межрегиональной конференции «Приоритеты регионов: контроль, госуслуги, цифровизация и развитие МСП», прошедшей в столице Поволжья как раз во Всемирный день качества – 8 ноября, выступал и глава Росстандарта Алексей Абрамов, который оказался нашим земляком.

Глава Росстандарта рассказал о планах «маркировать» топливо
Фото: Евгений Алексеев

Он окончил юрфак ННГУ имени Н. И. Лобачевского, несколько лет работал в Общероссийской общественной организации «ОПОРА России», занимался экспертно-правовым направлением, затем прошел апробацию в качестве помощника первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова, курировал вопросы технического регулирования и стандартизации, развития института интеллектуальной собственности, поддержки малого и среднего предпринимательства. С 2013 года назначен руководителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

В Нижний Новгород съехались (как мы уже сообщали в «МК» № 47) представители бизнеса Приволжского округа. Рассказывали о новациях губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и заместители министра экономического развития России Вадим Живулин и Савва Шипов.

Причем выяснилось, что и Живулин, в июле 2018 года назначенный на должность замминистра РФ, тоже с нижегородскими корнями: его карьерный путь схож со служебным ростом главы Росстандарта. Он выпускник юрфака ВГУВТа, РАНГХиГС, был адвокатом в Нижнем Новгороде, работал в АНО «Центр публичных реформ». Восемь лет был в команде Минэкономразвития России. Присутствующие шутили, что из ньюсмейкеров только Савва Шипов – без нижегородской привязки. Но Абрамов заметил, что это «не ваше преимущество, а наша недоработка».

Это в порядке лирического отступления. На встрече обсуждались серьезные вопросы, которые очень влияют на бизнес: контрольно-надзорная деятельность и реализация нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который по задумке высшего руководства страны должен стать прорывным для мелкого бизнеса. До 2024 года федцентр обязался вложить в его поддержку почти 0,5 трлн рублей.

На всю страну 385 инспекторов

Представители Минэкономразвития отметили, что Росстандарт продвигается вперед и внедряет новые российские технологии и передовые федеральные практики в надзоре-контроле. И глава региона Никитин тоже знает не понаслышке о деятельности ведомства, плотно работал с ним в Минпромторге РФ.

«Мы широкопрофильное ведомство и чувствуем себя в своей тарелке в каждом нацпроекте, потому что нашей исторической миссией является борьба за качество, – сказал во вступительном слове Алексей Абрамов. – Те инструменты, которыми мы владеем: стандартизация, метрология, оценка соответствия и сертификация, – все они составляют инфраструктуру качества. Мы видим пробелы в этой деятельности и хотим их решать, но только не примитивным методом типа палочной отчетности – по показателям, а стремимся смотреть на проблемы надзора и качества сквозным образом, исходя из интересов бизнеса, потребителей. Что они хотят, какие гарантии качества? Задача комплексная. Потому что сегодня вся система госнадзора – это своего рода психологическое оружие (как в фильме “Бриллиантовая рука”), заряженное холостыми патронами, и проверяемые об этом знают. Госнадзор как оружие уже не работает».

Эффекта психологического воздействия на недобросовестных игроков на рынке от него нет, подчеркнул глава Росстандарта.

При этом количество полномочий, закрепленных за агентством, которые другие ведомства госнадзора не стремятся забрать себе, увеличивается. Регламенты расписаны в 12 документах, и «мы их героически реализуем», при этом на всю страну 385 инспекторов Росстандарта.

Что удается сделать в этой ситуации?

«Мы стараемся эффективно использовать весь кадровый состав и арсенал средств и справляться с этой задачей. Сегодня все инспектора обеспечены форменной одеждой и выезжают на проверки соответствующим образом. Мы считаем, что, когда инспектор вступает в отношения с проверяемыми лицами, нужно, чтобы он был заметен даже по внешнему виду, – рассказывает Абрамов. – В этом году мы добились того, чтобы нам стал доступен такой механизм, как оборотные штрафы, вводится в практику так называемый инспекционный контроль. Кроме нас полномочиями накладывать такие санкции на “оборотку” обладает только ФАС РФ для борьбы со сложными нарушениями – картелями, доминирующим положением на рынке. Мы же предусмотрели эти меры для борьбы с некачественным топливом на рынке. Эти достаточно жесткие санкции дают ощутимый эффект. Думаю, рынок почувствует заметные изменения и ситуация будет стабилизирована».

Как внезапно проверить АЗС?

По словам главы Росстандарта, ведомство рассчитывает на дальнейшее тесное сотрудничество с общественниками, поскольку это крайне полезный инструмент контроля. Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не позволяет проводить проверки качества продукции, к примеру топлива, без предупреждения. Это сводит к нулю эффективность надзора и снижает конкурентоспособность продукции добросовестных производителей.

«Этот федеральный закон защищает бизнес от излишнего внимания надзорных ведомств и не позволяет внезапно действовать, – поясняет Абрамов. – И получается, что эффективность наших мер сводится к нулю. То самое психологическое оружие, которое не стреляет. Потому что, когда мы в рамках плановой проверки приезжаем на АЗС, все уже всё знают. Там уже завезли “правильное” топливо, которое не будет вызывать ни у кого претензий. А сзади подъехал бензовоз и все старое топливо из баков выкачал. А вот привлечение обществ организаций дает право выезжать неожиданно и своевременно привлекать к ответу недобросовестных автозаправщиков, ловить нарушителей. Мы считаем очень перспективным направлением работу с регионами, вовлечение их в федеральный надзор, информационное взаимодействие, привлечение СМИ и других структур, в том числе и правоохранительных органов».

Отзываются пылесосы

Рассказал Алексей Абрамов и об «отзывных кампаниях», положительный эффект которых пока не в полной мере оценен бизнесом, хотя зачастую работает как раз на репутацию компании.

«Прежде наши отечественные производители очень стеснялись говорить во всеуслышание о проблемах продукции, о дефектах, возникших по разным причинам в процессе производства. Первыми опомнились автокомпании, начавшие объявлять об обнаруженном заводском браке, который может привести к нежелательным последствиям. Это не означает, что товар убирается с рынка, – уточняет глава Росстандарта, – технику просто ремонтируют и возвращают покупателю. Теперь мы видим уже взрывной рост “отзывных кампаний». Сегодня в процесс включаются известные бренды, активно применяют такую процедуру в отношении бытовой техники – светильников, пылесосов, электроники. Мы согласовываем большое количество таких программ и видов продукции».

Росстандарт надзирает за соответствием выпускаемых в обращение автомобилей требованиям техрегламента Таможенного союза, согласовывает продукцию с положениями ФЗ «О техническом регулировании».

Вот недавно Росстандарт проинформировал о согласовании программы мероприятий по проведению добровольного отзыва 226 автомобилей марки Toyota (Prius). Отзыву подлежат автомобили, произведенные с 1 августа 2016 года по 8 мая 2018 года, с VIN-кодами согласно приложению. Все ремонтные работы будут осуществляться бесплатно для владельцев.

Государство выступает здесь в роли партнера и гаранта безопасности, задача которого – не наказать производителя, а дать ему возможность как можно быстрее устранить допущенный брак.

Надзор на рынке

И еще одно новшество готовится в рамках разрабатываемого проекта изменений в закон о госзакупках. «Мы хотели бы получить право закупать продукцию с рынка и проводить испытания, такая практика применяется во многих странах – надзор на рынке. Нам нужен этот инструмент действия, сегодня без него как без рук, – поясняет Абрамов. – Это не значит, что мы будем кошмарить бизнес. Если продукция не причиняет вреда и безопасна, то на этом проверочные мероприятия закончатся. Но если есть дефекты, недостатки, которые могут привести к нежелательным последствиям, то мы начинаем проверку в соответствии с требованиями ФЗ № 294 по полной программе».

Буквально на днях Росстандарт впервые в рамках проведения плановых проверок протестировал полнокомплектные транспортные средства марок Lifan, Chery и Hyundai. Испытания были проведены на полигоне НАМИ по показателям: выбросы, защита водителя и пассажиров в случае лобового или бокового столкновения, внутренний шум, оснащение системой вызова экстренных оперативных служб, содержание вредных веществ в воздухе обитаемого помещения ТС, сообщается на портале ведомства.

И еще одну очень важную для большинства граждан новацию анонсировал глава Росстандарта. В Москве активно обсуждают «маркировку» топлива по аналогии с уже «чипированием» шуб и лекарств. Как это будет выглядеть на практике – пока не ясно. Но, как заявил докладчик, «мы развиваем систему отслеживания качества топлива вместе с правоохранителями и нефтепереработчиками, проводим необходимые мероприятия».

«Мы хотим видеть, как и в каких объемах распространяется топливо по всей товаропроводящей сети. Чтобы было наглядно видно, как оно идет от НПЗ до каждой автозаправки. Это связано и с внедрением цифровых инструментов и информационных систем. Сегодня это движение непрозрачно, и наш потребитель не защищен от фальсификата. А под бумажными документами скрывается зачастую легализация незаконно произведенных суррогатов», – констатировал Абрамов.

«С помощью эффективного надзора мы хотим защитить добросовестных производителей от тех игроков рынка, которые ведут незаконную деятельность, но в отношении них сегодня неприменимы жесткие меры воздействия, – отметил Алексей Абрамов. – Мы хотим попадать точно в цель, поддерживать добросовестных производителей. Они сегодня проигрывают, потому что не защищены, а недобросовестные конкуренты чувствуют себя очень хорошо на рынке – их никто не трогает. Предварительные замеры говорят о том, что до 35% продукции на рынке сфальсифицировано. Мы также за то, чтобы делать большую часть проверок лабораторными испытательными методами».

Еще одним инструментом внедрения честной конкуренции на рынке является Национальная система сертификации. В рамках НСС производители подтверждают соответствие своей продукции требованиям ГОСТ на условиях добровольности. QR-код со ссылкой на реестр НСС показывает, что продукция прошла все необходимые проверки на качество и безопасности в аккредитованных испытательных лабораториях.

Законопроект, который касается добровольной системы сертификации малого бизнеса, рассматривается в Госдуме. «Мы считаем крайне важным создание единой национальной системы сертификации, которая позволит подтверждать и продукцию, и услуги на соответствие ГОСТам. Это позволит компенсировать те дефекты системы госнадзора, которые сегодня не дают возможности контролировать качество продукции до того, как она вышла на рынок», – заключил Алексей Абрамов.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру