На развитие нижегородского Започаинья требуется 12 миллиардов рублей

Еще одна громкая и масштабная заявка Нижегородской области на сохранение исторической среды Нижнего Новгорода, с замахом на 12 млрд рублей, пока не имеет подтвержденного финансирования. Об стало известно 1 ноября на круглом столе в нижегородской «Вышке» «Деревянный Нижний: почему буксует программа редевелопмента исторических территорий?». Участники отметили, что в городе нет системной политики по сохранению культурного наследия.

На развитие нижегородского Започаинья требуется 12 миллиардов рублей
Кремлевская стена нуждается в реставрации Фото: Елена Колосова

Но архитектурное и проектное сообщество в возбуждении и в предвкушении, перед ним открываются не только материальные, но и творческие перспективы поработать на любимый Нижний.

Бег по кругу

В очередной раз областные власти пытаются решать диалектическую задачу восстановления и развития, а также сохранения.

Помнится, во времена раннего губернаторства Валерия Шанцева тоже ставилась цель «спасения зданий-памятников». Деревянные дома предлагалось переносить на Щелоковский хутор. Тогдашний начальник управления ОКН Владимир Хохлов рассказывал и показывал красочные картинки воссоздания целых улиц, которые сегодня, возможно, пылятся в анналах.

Новые кураторы этого направления в правительстве области пока только ищут пути решения вопроса, но желание сделать редевелопмент Започаинья с помощью специально созданной организации – регоператора представляется крайне затратной и не очень понятной по экономике. А нужна работа с бисером, которая требует много любви и мелкой моторики. Хотя если на проект выделят федеральные средства, то это будет, конечно, редкая удача.

Министр имущественных и земельных отношений Нижегородской области Сергей Баринов рассказал, в какой стадии сейчас находится громко объявленный проект.

«Мы столкнулись с тем, что на исторических территориях процентов 90 покрыто договорами по РЗТ (развитие застроенных территорий), которые заключены с городом, и они являются препятствием к реализации проекта, – пояснил Баринов. – Картина очень пестрая: разные формы собственности объектов и распоряжения участками: областная, муниципальная, под охраной управления ОКН, проекты не синхронизированы. Расселение ветхих жилых домов, благоустройство, капремонт памятников – это вообще другая история, там даже нет нормативов по реставрации… А инвесторы бегают по кругу, пытаются все это согласовать. Мы имеем набор объектов с совершенно разной судьбой. Если мы берем даже квартал, то все права, все инвесторы, будущие правообладатели расползаются в разные стороны. Но есть позиция губернатора о том, что мы не готовы к тому, чтобы вся территория застраивалась, чтобы многоэтажки возникали рядом с памятниками и портили всю историческую среду. Мы не можем позволить это, поскольку давали президенту другую картину сохранения городского центра».

«Кроме того, есть еще одна проблема: среди разных органов власти отсутствует коллаборация – единство, которое позволяет четко двигаться к цели, – добавляет министр. – У всех разные взгляды на жизнь. Даже разная визуализация исторического центра. Мы должны найти механизм, чтобы собрать все это в какую-то конструкцию, найти правовой механизм, который сможет работать в таких условиях. Но у региона нет денег на разработку концепции. А есть большие социальные обязательства: ремонт соцучреждений – школ, больниц. Поэтому на редевелопмент деньги нужно привлечь со стороны. И нет времени на раскачку – юбилей города почти через два года.

Самое перспективное решение – это присвоение статуса “территории комплексного устойчивого развития”. Для этого придется создать регионального оператора, предварительное обсуждение идет с Внешэкономбанком, который, видя, как мы барахтаемся, поможет выстроить схему и стать партнером. Он может вложиться в концепцию. Следующий этап – разработка с Нижним Новгородом, предварительно мы обсуждаем, программы под условным названием “Город РФ”, которая позволяет использовать разные инструменты для развития городов. Нас интересует внесение денежных средств в уставной капитал компании, разработка программы. После этого регоператор по всей территории комплексного развития получает правовой механизм реализации всех возможных решений, несмотря на разные виды собственности и категории объектов. Следующий этап – подписание тематических соглашений».

По словам министра, которого присутствующие слушали с величайшим вниманием, этот замысел будет изложен губернатору.

«Я понимаю, что слишком сложно выглядит схема, но такой механизм позволяет тонко настроить экономику процесса внутри территории, выстроить отношения с каждым собственником и арендаторами, вовлекать или не вовлекать их в проект. Никакого “там всё снесут” не будет», – особо подчеркнул Сергей Баринов, зная об опасениях градозащитников, которые они высказывали.

А они просят сохранить прежде всего деревянное зодчество, в том числе в квартале церкви Трех Святителей (улицы Короленко – Славянская – Новая), потому что, хотя концепции разрабатываются (а попыток уже было сделано немало. – Ред.), дома приходят в негодность. Привлечение к процессу КБ «Стрелка» (Москва) для написания неких «концепций» категорически не устраивает местных экспертов. Кроме того, по их мнению, в городе не работает правовой механизм по передаче объектов в муниципальную собственность, по переводу нежилого фонда в жилой. Об этом говорили один из инициаторов создания общественного движения «Деревянные города» Станислав Дмитриевский, координатор Центра прикладной урбанистики Зоя Рюрикова, юрист, градозащитник Марина Чуфарина, архитектор, плотник, реставратор, лауреат Государственной премии России в области архитектуры Александр Попов.

Лоббистская задача на 800-летие

Термин «редевелопмент» не нравится профессионалу, заместителю руководителя управления ОКН государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Игорю Петрову. По его мнению, он не раскрывает сущность проблемы. «Это мишура, надо называть – восстановление и развитие исторической территории. Но та концепция, которая была размещена на сайте управления ОКН (и которая не понравилась нижегородским архитекторам. – Ред.), определяла направления и финансово-организационные механизмы, это не градостроительная концепция, – уточнил Петров. – Сегодня мы пытаемся получить федеральные средства на разработку градостроительной концепции территории “Започаинье” в Нижнем Новгороде (в границах Почаинского оврага, улиц Почаинской и Рождественской, а также Зеленского и Похвалинского съездов), это около 200 гектаров и пилотный проект».

По предварительным оценкам, требуется 12 млрд рублей. Однако попасть в федпрограммы – это непростая лоббистская задачка.

Оползень на склоне у Зеленского съезда

«Казалось бы, проект восстановления исторической среды хорошо монтируется с нацпроектом “Жилье и городская среда” и федеральной программой “Формирование комфортной городской среды”, - поясняет Петров, – но программа рассчитана только на благоустройство территорий. Мы же говорим о комплексном подходе – это и реконструкция застройки, и санация инженерной и транспортной инфраструктуры, и реставрация памятников. Нас в это направление не включили, и проект подвис. Хотя новая строчка “Цель” в заголовке федпроекта появилась – “Отдельные мероприятия по развитию и восстановлению исторических городов РФ”, именно в этом направлении мы и позиционируем Нижний Новгород. Цель появилась, а денег не выделили.

Но область не ждет, когда федерация выделит средства. На проведение инвентаризации, подготовку концепции этой территории – Започаинья в региональной казне уже “назначены” 10 миллионов, и сейчас в управлении пишут техзадание. Исполнять эту работу будет Дарья Шорина, директор АНО “Институт развития городской среды Нижегородской области” (которая сидела буквально рядом, и присутствующие архитекторы встретили слова с воодушевлением. – Ред.). Это должен быть, по сути, опорный план: что должно остаться для будущего развития, а от чего можно отказаться, что выделить застройщику для инвестиционной деятельности, – конкретизирует Петров. – И уже на базе этого плана можно будет формировать градостроительное предложение. Фактически это проект планировки и межевания (ППМ), чтобы инвестор имел понимание по межеванию и инвестициям. Мы хотим, чтобы 12 миллиардов рублей для Нижнего Новгорода в качестве пилотной территории нашли отражение в федбюджете», – подытожил замруководителя регионального управления государственной охраны объектов культурного наследия.

По его словам, 6 млрд рублей необходимо на ремонт, реставрацию и реконструкцию зданий и выявленных ценных объектов, еще 6 млрд – на благоустройство пространств, а также транспортную и инженерную инфраструктуру.

Пинок требуется всем

Но благими пожеланиями вымощен путь известно куда, надо не ждать милостей сверху, а продумывать альтернативные варианты. О чем тоже было сказано на круглом столе.

Управление ОКН пытается привлечь к восстановлению зданий объектов наследия федеральных собственников, чтобы они через свои министерства запланировали нужные средства, снизу это не удается пробить (здания полиции МВД на Нижневолжской набережной и полиции на транспорте, особняк Голицына и так далее. – Ред.).

«Сейчас комитет по подготовке юбилея Нижнего Новгорода возглавил зампредседателя правительства РФ Виталий Мутко, и мы ждем, что будет дано соответствующее поручение, нам, чиновникам, тоже нужен иногда пинок, – даже не иронизирует Петров. – По муниципалитету – то же самое, известный памятник Варварка, 8. Мы писали письма, надо было разработать проект реставрации, но год прошел – не разработали. Хотя правовые механизмы для домов-памятников уже созданы, пожалуйста, пользуйтесь инструментом – приватизация за рубль. Городу нужно только снять обременения по разработке проекта и арендной плате, и тогда инвестор найдется. Надо расселять дома и переводить в категорию нежилые помещения!»

Градозащитников интересовало еще, почему по проекту развития территории Ильинской улицы не были проинформированы нижегородские архитекторы, реставраторы и другие представители научной среды Нижнего Новгорода, имеющие богатейший опыт работы с местными памятниками архитектуры и культурного наследия, которые ранее тоже разрабатывали проект сохранения этой территории.

Координатор Центра прикладной урбанистики Зоя Рюрикова предложила сделать квартал улиц Короленко – Славянской туристическим центром, а саму улицу – пешеходной ввиду того, что под асфальтом улица Короленко ранее была вымощена булыжником.

Станислав Дмитриевский, один из лидеров общественного движения «Деревянные города», сообщил, что в восстановление дома № 30 по улице Короленко желает вложиться инвестор из Москвы из сферы IT.

Подрядчиком может выступить известный реставратор Александр Попов. Он готов принять участие в работах, но обращает внимание, что договор нужно заключать уже сейчас.

Реверанс в сторону градозащитников сделал и губернатор.

«Работа по редевелопменту центральной части Нижнего Новгорода – важная, необходимая, и мы благодарны градозащитникам, представителям общественности за их готовность обратить наше внимание на проблемы в развитии исторической среды, которые не всегда видны из кабинетов чиновников. Благодаря неравнодушным людям, защитникам городской среды выявляются новые факты, мы можем корректнее расставить акценты в этой работе. Очень рассчитываем, что средства на преображение, восстановление исторического центра удастся привлечь к 800-летию Нижнего Новгорода», – подчеркнул Глеб Никитин.

А не отдать ли кремль туристам?

Но под разговоры о сохранении истории в самом привлекательном для туристов месте – Нижегородском кремле продолжаются попытки создать новые объекты, растет число машин и парковок для служащих разных структур. Движение по кремлевским проездам крайне интенсивное, скоро, наверное, светофоры придется ставить. Сотни автомобилей въезжают, выезжают и паркуются.

Кроме воссоздания храма Симеона Столпника (около Зачатской башни) Нижегородская епархия внесла на совет по землепользованию еще одну заявку – о выделении участка 300 кв. м под строительство колокольни к северу – 4 метра от корпуса 5 (здание мэрии – Дом Советов).

Большинство структур согласовали заявку, однако ключевые – нет. Участок заходит на территорию сразу нескольких собственников: подведомственную управделами облправительства, которая отведена под благоустройство; часть находится под парковкой мэрии, часть – в зоне охраны объекта культурного наследия охраны Дом Советов. Представители МЧС возражают, поскольку тогда для проезда к стратегически важным объектам не останется места.

То есть нужно разрабатывать изменения в ППМ и в генплан Нижнего Новгорода с учетом охранных зон, с соблюдением градостроительных, противопожарных и других норм. Сейчас участок не сформирован, в итоге решение совет отложил.

Кроме того, как уже писал «МК», к 800-летию Нижнего Новгорода планируется реконструкция кремлевской стены, музеефикация башен, приспособление их для современного использования. На это областные власти просят у правительства РФ из федбюджета порядка 3,7 млрд рублей.

У региона есть очень веский довод – холм под кремлем ползет, целые участки перегорожены для прохода, трещины в стенах наблюдаются по большей части внешнего прогулочного контура. Около Борисоглебской башни, над ливневым стоком, разлом стал образовываться еще пару лет назад. Сегодня это приобретает угрожающие размеры, рискует вывалиться целый кусок кирпичной кладки. Одного зубца в кремлевской стене туристы уже недосчитались. Поэтому деньги срочно нужны и на укрепление склона, и на реставрацию непосредственно оборонительного сооружения. Только проектные работы потребуется несколько сотен миллионов рублей, говорят в управлении ОКН.

А пока после майского урагана в кремле строители начали заводить крыши стены и башни под новые деревянные покрытия.

Но лучшим и самым эффективным вкладом в увеличения туристического потока и наконец реализацию того самого потенциала, про который на высшем уровне говорят последние 20 лет, стало бы очищение кремля от гос- и муниципальных учреждений, вынос всех управленческих функций за пределы этой исторической территории, насыщение кремля действительно привлекательными для гостей и туристов объектами и событиями, считают эксперты. Вот это была бы действительно реализация турпотенциала! Ведь, по сути, кремль и пара прилегающих улиц – это единственное, что можно смотреть в 800-летнем городе. Пока его окончательно «не дореставрировали».

Ну, правда, москвичи удивляются, когда им предлагают съездить на Бор по канатной дороге, поесть тамошнее знаменитое экспортное мороженое.

– И это все, что вы можете предложить? – недоумевают столичные жители.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 14 ноября 2018

Заголовок в газете: Никакого «всё сносим» не будет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру