Нижегородский эколог Клара Романова рассказала о росте стоимости вывоза мусора

Из девяти полигонов ТКО в регионе построено только пять

У каждого народа свои экологические традиции, закрепленные в сказках, пословицах и негласных правилах. Вода бывает живой и мертвой, из копытца пить нельзя – козленочком станешь, а сор из избы выносить не стоит.

Из девяти полигонов ТКО в регионе построено только пять
Фото: Stnmedia.ru

Впрочем, от традиций мы отошли далеко. Вода и воздух стали «условно съедобными». А мусор разбрасываем вокруг себя постоянно. Об экологических проблемах региона наш разговор с главным экспертом-экологом ассоциации нижегородских предпринимателей в области обращения с отходами Кларой Романовой.

– Клара Анатольевна, какие экологические проблемы региона, на ваш взгляд, сегодня стоят наиболее остро?

– Я думаю, что какую сферу в области экологии ни возьми, к сожалению, у нас проблемы везде. Если говорить о загрязнении атмосферного воздуха, то за последние пять лет, по данным государственного доклада о состоянии окружающей среды в России, количество вредных выбросов в Нижегородской области увеличилось на 17%. Это связано даже не с транспортом, он исключен из сферы влияния на экологию. В первую очередь речь идет о промышленных предприятиях, износе воздухоочистных сооружений.

На загрязнении воды также сказывается работа промышленных предприятий. Я проанализировала: двадцать лет назад ежегодно сдавалось порядка шести очистных сооружений только на предприятиях ОАО «ГАЗ». За последнее время ни в профессиональных кругах, ни в СМИ сообщения о сдаче очистных сооружений не встречаются.

Но больше всего загрязняют реки хозяйственно-фекальные стоки, то есть от населения. У нас практически все очистные сооружения, которые занимаются их очисткой, принимают и промышленные стоки. Плюс еще и ливневая канализация, у которой вообще нет очистных. То есть мы возвращаем в природу загрязненную воду. По данным того же госдоклада, только 8% поступает очищенных стоков. Остальное – либо неочищенные, либо условно очищенные, то есть очистные проходят, но нормативу не соответствует.

И, наверное, самая обсуждаемая тема – это проблема отходов. Больше всего говорят о твердых коммунальных отходах (ТКО), но в Нижегородской области 66% – промышленные отходы. И они более опасны.

– Можно вспомнить еще строительство низконапорной плотины на Волге…

– И поднятие уровня воды, связанное с работой Чебоксарской ГЭС, до 68-й отметки, к теме которого мы постоянно возвращаемся. Причем при обсуждении этих проблем включают экономику, но не принимают в расчет экологию. А урон может быть нанесен не только нашему региону.

Вопросов много. Это и зеленые насаждения, количество которых не соответствует даже нашим российским нормативам, не говоря о уже рекомендациях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). ВОЗ определяет необходимое количество зеленых насаждений в 13,2 кв. метра на человека. В свое время экологическая группа генерального плана развития Нижнего Новгорода проводила срез, и получалось, что в тех районах, где есть крупные парки («Швейцария», Автозаводский, Сормовский и т. д.), эта норма даже превышена. А если нет таких парков рядом, то количество зеленых насаждений ниже необходимого в 6–7 раз.

– При этом власти считают, что если вокруг города леса, то у нас с зелеными насаждениями все в порядке.

– Мы же с вами не на Керженце живем. Если мы берем локально парк, то он очищает не весь район, а только ближайшую территорию. А районы у нас огромные, приближенные к некоторым городам Европы.

– Давайте подробнее поговорим о твердых коммунальных отходах. С нового года нас ожидают изменения в этой сфере – введение региональных операторов и новой системы обращения с ТКО.

– Будем надеяться, что не дождемся мы этих изменений. На 22 ноября назначены слушания в Государственной думе по этому вопросу. Я надеюсь, что депутаты разумные люди и поймут, что вводить новую систему не нужно. Это вызовет социальных взрыв.

– Мы уже по пенсионной реформе поняли, что государство пытается любую нагрузку переложить на плечи населения.

– Да, мы уже на плечах это несли. Была жилищная услуга, в которую входила утилизация ТКО. Стоимость была разная, от 25 копеек с квадратного метра до 6 рублей. Занимались сбором, транспортированием и захоронением на полигонах коммерческие структуры. Государство на это денег не тратило. Однако, насколько я понимаю, аппетиты у некоторых бизнес-структур выросли.

Сейчас нам пытаются перевести эту услугу в разряд коммунальных, при этом стоимость почему-то возрастает в 6–7 раз. По крайней мере официально председатель комитета по экологии Госдумы Владимир Бурматов заявил, что в Нижегородской области будет повышение на 1500%, то есть в 15 раз. Непонятно почему. Услуга та же, полигоны те же. Транспортные компании, правда, поменяли. Разыграли конкурсы и монополизировали этот рынок. Раньше транспортные компании были и малым бизнесом. Изжили их, хотя люди затратили средства на приобретение техники и контейнеров. И создали странную ситуацию, при которой за состояние контейнеров во дворах никто не отвечает. Муниципалитет! Что это значит? Он должен следить за каждым контейнером и уборкой вокруг него? Это бюджетные деньги, затраты.

– В худшем случае что нас ждет? Повышение стоимости вывоза мусора в 15 раз?

– По моим подсчетам, все-таки не в 15, а в три-четыре. Все зависит от того, какая изначально была плата. По-хорошему, нужно бы сперва разобраться, почему такая разница в стоимости. Даже в рамках одного городского округа оплата разная. Например, на Бору она колеблется от 3 до 6 рублей. Хотя мусор везут все на станцию перегруза в Глазково.

Повышение будет обязательно. Вся эта реформа, которую позиционируют как наведение порядка в этой сфере, приведет к большему беспорядку.

– Насколько районы области готовы к введению новой схемы?

– У нас девять региональных операторов по области. Исходя из региональной программы развития системы обращения с отходами, которая действовала до 2016 года, предполагалось строительство девяти полигонов для ТКО. На сегодня их построено пять. Несмотря на то что везде, в том числе и представителями министерства экологии региона, говорится: это современнейшие сооружения, ни один полигон не отвечает требованиям природоохранного санитарно-гигиенического законодательства. Я со всей ответственностью это заявляю. Нарушений там не меньше, чем на всех остальных, которые называют несанкционированными свалками, которые не имеют лицензии госреестра размещения отходов. Они, кстати, закрыты были. Но четыре региональных оператора вообще не имеют разрешенных полигонов.

– И куда они ТКО повезут с 1 января?

– В этом и вопрос. Представьте себе, тот куст, где находится Саров, Дивеево, не имеет своего полигона. Расстояния какие! Два ближайших полигона, разрешенных к эксплуатации, находятся в Богородске и Кстове. Это где-то около 150–180 км в одну сторону.

– При таких расстояниях стоимость может и в двадцать раз вырасти! Или сбрасывать в ближайшем лесу.

– Вот об этом я и говорю. Нелогично за 350 км гнать машину. Легче в овраг.

– Сброс мусора где попало – это еще одна наша беда. В Нижнем Новгороде это и садовое товарищество «Родники», и Шуваловская промзона, и другие стихийные свалки. Власти с ними борются уже много лет. Но окончательно решить проблему не может никто, как видно.

– Не могут или не хотят? На общественных слушаниях по рекультивации Шуваловской промзоны замглавы Ленинского района заявил, что на эту территорию есть еще 16 или 17 въездов. Они закрывают один, ставят видеонаблюдение, а остальные никто не контролирует.

Мне кажется, надзорные органы знают, кто сбрасывает мусор на таких свалках. В садовом товариществе «Родник» десять лет сваливали строительные отходы. Что, никто не мог остановить? Поставили бы в конце концов поперек дороги фундаментные блоки, чтобы туда не заезжали. Но кто-то же им открывал ворота. Кто-то брал плату за размещение этих отходов. То есть это еще и незаконное предпринимательство.

Там закрыли сейчас. Но открыли на Заовражной улице. Цинизм поражает. Написано на воротах: «Ремонт самосвалов». Там сидят люди, которые запускают грузовики на территорию. У нас что, правоохранительных, надзорных органов нет?

– Есть многие вещи, которые каждый может сделать сам, чтобы уменьшить количество отходов.

– Да, например, мы, экологи уже лет пять говорим о необходимости установки измельчителей пищевых отходов для домашнего пользования. Хотя бы в новых домах. Счетчики же ставятся в них. Можно так же оборудовать и измельчителями. По сравнению со стоимостью квартиры это недорогое удовольствие. Если это бы к тому же влияло на вашу ежемесячную плату за вывоз мусора, вы бы еще задумались, посчитали, не приобрести ли и в старую квартиру.

– Чем измельчитель поможет?

– Его применение на 20% уменьшит образование бытовых отходов. А если из них еще выбрать бумагу, пластик, стекло, алюминиевую банку, ПЭТ-бутылку, то это еще процентов 40–50. То есть в принципе отходы не будут образовываться.

Сейчас Европа от одноразовой посуды отказывается, от пластика отказывается, от полиэтиленовых пакетов отказывается. Это не просто так. Все понимают масштаб катастрофы.

– У нас люди пока не сильно понимают.

– Пока мы будем отходы закапывать. У нас территория большая. Мы строим новые полигоны. Игумновский ничему не научил. Его признали объектом накопленного ущерба, потому что стал уже самой большой свалкой в Европе. Теперь мы строим новые. Только не для себя, а для своих детей.

В Европе людям экономически выгодно сортировать мусор, создавать меньше отходов. Я неоднократно была в Германии. Меня поразили цифры, которые приводились коллегами. Экономика этой страны только на обращении с отходами получает выгоду в 17 млрд евро ежегодно. Германия побольше, конечно, нашей области. Но гораздо меньше России.

В странах Евросоюза полигоны вообще будут запрещены с 2020 года. С 2011 года запрещены заглубленные. А у нас из пяти построенных в рамках программы четыре заглубленных.

– Система сортировки мусора в нашем городе и то чисто номинальная. Поставили урны для раздельного сбора, а на них даже нет маркировки – какая для чего. Да и культура сортировки мусора у людей отсутствует.

– Насчет культуры я с вами не соглашусь. Сама наблюдала неоднократно, что туда, где поставили желтые контейнеры для сбора ПЭТ-бутылок, люди несут пакетики даже из других домов. Радует глаз. Нижегородцы больше готовы, чем власти.

Вы на себя примерьте: если рядом с домом поставят контейнер для раздельного сбора некоторых видов отходов, будете туда бросать?

– Конечно.

– Я думаю, что 90% ваших соседей сделают так же. Плюс к этому должен быть экономический механизм: тот, кто сортирует мусор, платит меньше. Например, в Дании, если ты не разделяешь отходы, платишь 300 датских крон в месяц, если разделяешь – три. Разница есть. У них освобождены от обязательства сортировать мусор только гостиницы.

В Германии (мне знакомая рассказывала), когда они приехали на новую квартиру, в доме было два контейнера: для пищевых отходов и всего остального. Они с соседями посчитали, что прилично платят за мусор, обратились в компанию, которая этот дом обслуживает, и им установили вместо двух контейнеров пять. То есть пластик отдельно, бумага и т. д. И плата уменьшилась в 10 раз.

Сюжет:

Пенсионная реформа

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 31 октября 2018

Заголовок в газете: Клара Романова: «Стоимость вывоза мусора вырастет в три-четыре раза»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру