Что увидит турист на действующем производстве

25.10.2018 в 11:04, просмотров: 748

Канули в Лету фильмы о героических сталеварах и кузнецах. Нынешнему поколению уже и не вспомнить о них. Но этот тяжелый труд все еще в почете. И по-прежнему прекрасен. Увидеть, как варят сталь, делают из нее трубы и колеса, можно воочию, посетив в составе группы промышленных туристов Выксунский металлургический завод.

Что увидит турист на действующем производстве
Плавка металла Фото: Евгений Алексеев

Долго запрягать...

Вообще промышленный туризм – направление не новое. В Нижегородской области туристов ждут, например, на фабриках «Хохломская роспись» или «Ариель». Это тоже очень красиво и интересно. Однако ВМЗ стал первым предприятием тяжелой промышленности, которое пустило туристов на действующее производство.

Пульт управления

– Эта идея возникла у руководства завода год назад, – рассказывает главный хранитель фондов музея истории завода Наталья Голубева. – Впервые я презентовала промышленный туризм в марте 2017 года на совещании директоров муниципальных и государственных музеев в Нижнем Новгороде. После этого мы начали готовиться к воплощению этого проекта и в январе нынешнего года приняли первые туристические группы.

Подготовка понадобилась серьезная, ведь действующее металлургическое производство может быть опасным для неподготовленного человека. Начали с разработки безопасных маршрутов в цехах. В нынешнем году на заводе уже побывало порядка 550 туристов.

Недавно ВМЗ стал лауреатом регионального конкурса всероссийской туристской премии «Маршрут года – 2018» с проектом развития промышленного туризма. Предприятие отмечено в номинации «Лучший маршрут на действующее производство». Награждение состоялось в рамках национального туристского форума «Реки России» в Твери 5 октября.

Каждому туристу выдают комплект, состоящий из фирменного халата, каски, респиратора, берушей, защитных очков, приемника с наушником, чтобы слышать рассказ экскурсовода. Рекомендуется надевать на экскурсию обувь на плоской, нескользящей подошве.

Обязательно проводится инструктаж: ходить только по размеченным линиями проходам, не разговаривать по телефону на ходу, держаться за поручни, поднимаясь и спускаясь по лестницам. И вообще не вертеться, где крутится, не крутиться, где вертится.

Справка МК

Туристам предложено три уникальных маршрута: производство труб диаметром почти 1,5 метра, железнодорожных колес и нефтегазопроводных труб – от выплавки стали до готовой продукции. В программу каждого маршрута входит посещение самой большой в Европе настенной росписи, расположенной на территории предприятия, площадью 10 800 квадратных метров и водокачки по проекту инженера Шухова.

Попасть на экскурсию можно не только в составе организованной группы, но и записавшись на сайте visitvmz.omk.ru/contact. Вас объединят с другими жаждущими увидеть производство. Состав группы – до 15 человек.

Существуют и возрастные ограничения. Турист не может быть моложе 14 и старше 65 лет. Группу сопровождают три человека: экскурсовод, медработник и представитель цеха.

Быстро ехать!

Но вот инструктаж пройден, переодевание закончено, и мы, наконец, отправляемся на завод. По пути экскурсовод рассказывает, что металлургическое производство в Выксе началось 261 год назад, когда сюда после опубликования указа императрицы Елизаветы Петровны о ликвидации заводов вокруг Москвы прибыли братья Баташевы. Именно они построили завод, начали добычу руды.

От старого производства (XVIII века) практически ничего не сохранилось. Век девятнадцатый оставил после себя несколько объектов, в том числе и созданных при участии великого инженера Владимира Шухова, приглашенного на завод после Всероссийской промышленно­художественной выставки.

Однако знаменитая шуховская водонапорная башня была построена много позже – в 1930­е годы. К ней­то мы и едем в первую очередь.

Раньше на вершине башни был бак с водой, но его деревянная обшивка сгорела во время пожара, и от сооружения осталась только ажурная опора. Ее собирались сперва совсем убрать, потом думали переместить за территорию завода, но в итоге оставили на месте.

Полюбовавшись на конструкцию, едем дальше.

Шуховская башня

На стене металлургического комплекса «Стан­5000» (по ширине прокатного листа, который здесь изготавливается) в 2017 году в рамках фестиваля «Арт­овраг», ставшего визитной карточкой Выксы, московский художник Миша Мост нарисовал огромное монументальное произведение площадью 10 800 квадратных метров (это называется мурал, а не граффити) «Эволюция­2». На пространстве фасада цеха можно проследить шесть различных стадий развития цивилизации. На сегодня это самая большая настенная живопись в Европе. Мурал включен в Книгу рекордов России. Обычно турист может посмотреть на него только во время фестиваля «Арт­овраг».

Граффити на стене комплекса "Стан-5000"

ВМЗ – это, по сути, город в городе. Территория завода занимает площадь 6 млн 300 тыс. кв. м – треть Выксы! Едем на микроавтобусе по широким «улицам» среди цехов. Странное ощущение от того, что по пути практически не встречаем людей. Это понятно, все на рабочих местах, но все равно как­то непривычно.

В цехах тоже немноголюдно. На современном производстве большинство операций производится автоматически. И выглядит это просто фантастически!

Металлическая лента проката, извиваясь змеей, подается к агрегатам и, пройдя множество метаморфоз, становится трубой.

Производство бесшовных труб

Заготовка для колеса разогревается в печи до температуры свыше 1000 градусов, подается к прессам, и они последовательно придают ей нужную форму. Большой, еще больше и огромный, пятнадцатиметровый, рассыпают вокруг себя снопы искр и облака пара. Колеса снимают металлические «лапы» и развешивают их, еще пышущие жаром, на крюки. Колесу предстоит пройти еще множество стадий. Одна из них – закалка водой. Готовую продукцию ждут не только Российские железные дороги, но и заказчики в Америке, Европе, Азии.

Колесу придали форму

Закалка колес

Конечно, самое большое впечатление производит Литейно­прокатный комплекс. Здесь туристу нужны уже все средства защиты. Возле сталеплавильной печи стоит гул, как возле вулкана, готовящегося извергнуть из себя тонны расплавленной лавы. Пояснения экскурсовода можно услышать только через наушник.

Сталевары в серебряных термозащитных костюмах берут пробу металла, следят за временем и температурой. Тем, кто хоть раз увидел, как варится сталь, не забыть этого уже никогда.

После нескольких этапов, включающих в себя доведение стали до нужного химического состава и избавление ее от лишних газо­образных элементов, она раскаленной лентой подается прямо на листопрокатный стан. Там ей придают нужную толщину, ширину, длину. И вот уже катушки с готовой сталью отправляются на склад, а оттуда – в соседние цехи или к заказчикам по всей России.

Выходишь из цеха, и тебя накрывает тишина, прохлада. Как будто ты только что родился заново.