Строительство нижегородского низконапорного гидроузла планируется начать в 2019 году

Балахнинцы волнуются: компенсационные меры еще не разработаны

Строительство нижегородского низконапорного гидроузла, на который, по словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева (совещание в Волгограде, август 2017 года), в федеральном бюджете заложено 43,5 миллиарда рублей, планируется начать в 2019 году и закончить к 2021-му.

Балахнинцы волнуются: компенсационные меры еще не разработаны
Фото: Александр Воложанин

В Нижнем Новгороде на прошлой неделе прошли экспертные обсуждения проекта строительства. Приезжал заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк (заказчик работ, а также ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»), представители генерального проектировщика – ООО «Техтрансстрой».

Как известно, чтобы начать работы, ожидали завершения проектирования (2-й этап).

(Госконтракт на разработку проектной документации по гидроузлу, два этапа, был заключен в 2017 году. На первом этапе проектирования разработана документация на строительство объектов подготовительного периода и реализацию мероприятий по инвентаризации необходимых земельных участков. Сегодня Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение только на первый этап реализации проекта. Второй этап, по которому ведется проектирование, охватывает строительство объектов основного периода и объектов инженерной защиты территорий.)

И, как стало известно, еще в течение этого года гидроузел «сместился» от Балахнинского района (створ плотины планировалось сделать около Б. Козино) к Нижнему Новгороду, основные сооружения разместятся на Ревякском острове в Сормовском районе.

В ходе выезда на место будущего строительства и на совещании в формате круглого стола эксперты высказали свои мнения и пожелания по техническим аспектам предстоящих работ: логистике подвоза строительных материалов, размещению производственных площадок. «В результате уменьшения глубины Волги на 40-километровом участке, от Городецких шлюзов до Нижнего Новгорода, на протяжении последних лет наблюдаются проблемы с судоходством. Проектировочные работы по строительству низконапорного гидроузла находятся в завершающей стадии, и это время, когда проект нужно вынести на суд экспертного сообщества, чтобы при необходимости внести корректировки», – пояснил заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Константин Бобров.

«Учитывая, что Нижегородская область категорически против повышения уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки, низконапорный гидроузел – это единственный вариант возобновления судоходства Волге на отрезке Городец – Нижний Новгород. Мы заинтересованы в том, чтобы судоходство было возобновлено в полном объеме, это касается и грузовых перевозок, и туристических направлений. При этом важно предусмотреть меры для того, чтобы минимизировать возможный ущерб территориям, примыкающим к месту размещения гидроузла», – заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

По его поручению предстоит выверить список мероприятий, которые предотвратят негативное влияние от строительства гидроузла на экологию и хозяйственную деятельность на расположенных рядом территориях.

Кроме того, предпринимаются меры для того, чтобы снизить нагрузку на дороги к площадке работ.

Исполнитель работ по проектированию нижегородского низконапорного гидроузла ООО «Технологии транспортного строительства» (Самара) опубликовал на своем сайте техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду, 2-й этап. «В период навигации гидроузел призван обеспечить поддержание в створе подпорного уровня в 68 метров. Кроме того, эксплуатация сооружения должна обеспечиваться с учетом прохождения паводков при отметках свыше 68 метров, говорится в материалах техзадания.

Основные и вспомогательные сооружения объекта должны быть размещены в Сормовском районе, на Ревякском острове. Вновь создаваемое водохранилище руслового типа будет занимать часть территории Балахнинского и Городецкого районов и в незначительной степени затрагивать Сормовский район. Но стройка буквально пройдет через Сормово, поскольку придется возить материалы, потребуются, наверное, дополнительные подъезды, а также здесь запланировано устройство бетонного завода. (Кстати, областная комиссия по землепользованию еще ранее, в этом году, по заявке администрации бассейнового управления одобрила изменения в документации под проектирование сооружений гидроузла в Сормовском районе, в частности здесь пройдут и линии электропередач.)

Целью ОВОС является комплексный анализ (как в многолетнем, так и в сезонном аспекте) и выдача рекомендаций по минимизации негативных экологических, социально-экономических, санитарно-эпидемиологических последствий строительства. Согласно требованиям должны быть проведены консультации и встречи с заинтересованной общественностью, органами местного самоуправления. В состав ОВОС входят порядка двух десятков разделов: климат, состояние атмосферного воздуха, экзогенные процессы (подтопление, переработка берегов, карстовые процессы), гидрология, растительный и животный мир, качество воды, состояние подземных источников, ООПТ, объекты археологического и культурного наследия, состояние подтопления гг. Балахны и Заволжья. Также нужно выполнить расчеты потенциального ущерба, который может быть нанесен данным строительством. И, что особенно важно для области, определить перечень и стоимость мероприятий по предотвращению / минимизации / смягчению /компенсации негативного воздействия на окружающую среду, социальные условия проживания, здоровье населения и их эффективность и разработать программу мониторинга окружающей среды.

Для проведения общественных обсуждений исполнитель задания должен открыть общественные приемные, телефонные линии, отвечать на письменные и устные вопросы. А также давать письменные ответы на обращения, полученные по месту нахождения «Технотрансстроя» и на его интернет-сайте.

Между тем жители Балахнинского района крайне беспокоятся, как отразится подъем уровня воды на их домовладениях и качестве питьевой воды. По этому поводу ранее (!) администрация Балахнинского района даже вышла в суд с обжалованием распоряжения Росморречтранса об утверждении документации по планировке территории в составе проекта. Как сообщается на сайте балахнинского городского портала, Алексей Левкович, врио МСУ района, сказал, что администрация будет добиваться разработки и включения всех мероприятий по защите района от негативных воздействий, но материалы ОВОС («Техтрансстрой») и перечень компенсационных мер в Балахну еще не поступили, а очередное судебное заседание назначено на 31 октября.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 24 октября 2018

Заголовок в газете: Гидроузел «выплывает» из проектирования