Как собрать болельщиков на трибуны нижегородского стадиона

В футболе нет второстепенных вопросов

Значительная часть фанатов старого футбольного клуба «Нижний Новгород» изъявила желание поддерживать новый ФК НН. Однако они подчеркивали, в том числе в коллективном письме, что будут, поддерживая новый клуб, бороться при этом за старый логотип, за старую историю, чтобы новый клуб был продолжением старого «Нижнего Новгорода», а не «Олимпийца». И половина фанатов, если не больше, стала ходить на фан-сектор нового ФК НН.

В футболе нет второстепенных вопросов
Руслан Зырянов, футбольный функционер Фото: Анна Ситко

Другая часть фанатов – а я общаюсь и с теми, кто решил поддержать новый клуб, и с остальной частью, которая болеет за «Локомотив», где я сейчас работаю, – не считает новый клуб «Нижним Новгородом», им кажется, что это некий симбиоз «Волги» и «Олимпийца», которому просто поменяли название. Больше же всего их смущают люди в руководстве и в структуре клуба, которые у всех крепко ассоциируются с двумя последними командами.

Я больше чем уверен, что будь в руководстве нового ФК НН такие люди, как Игорь Егоров, Денис Маслов, Алексей Гойхман, народ бы глобально воспринял эту команду как свою. А пока многим ближе принципы «Локомотива», потому что мы все-таки стараемся чтить традиции и держаться той истории, которая была у «Локомотива» ранее.

Что касается простых болельщиков, то это понятие эфемерное. Они могут, вроде бы, быть, а потом вдруг окажется, что их нет. Наверняка кто-то ходит уже и на новый «Нижний Новгород», но сложно сказать – ходит болеть или же просто посмотреть на построенный к чемпионату мира стадион.

Что касается медийной поддержки нового ФК «Нижний Новгород», то очень качественным ходом стало назначение главным тренером Дмитрия Черышева. Это в прошлом, назовем вещи своими именами, великий футболист, о котором вновь заговорили, когда он стал послом ЧМ в Нижнем Новгороде. Тренерские достоинства Черышева с моей стороны оценивать будет некорректно, для этого есть значительно более компетентные люди. Можно просто открыть статистику его предыдущей тренерской работы и сделать для себя выводы.

К сожалению, если брать медийный потенциал любой единицы – будь то человек или инфоповод, – то невозможно обеспечить к ней постоянное внимание. Рано или поздно интерес угаснет. То же самое и с Черышевым. Первоначально это решение было принято как некое «вау», поскольку чемпионат только закончился и он, как посол, был на слуху. Но сейчас этот эффект угас, пора бы придумывать какие-то другие поводы для раскручивания и популяризации ФК «Нижний Новгород».

Дело не в Черышеве – будь в этот клуб приглашен Зинедин Зидан, на стартовом отрезке это бы прозвучало громко, но затем неизбежно сошло на нет. Тем более что тренер должен быть в первую очередь эффективным, а медийным лишь во вторую.

Почему руководство ФК НН не может качественно решить вопрос с брендом клуба, с логотипом, с атрибутикой, это мне как стороннему наблюдателю интересно. Надо находиться внутри клуба, чтобы увидеть здесь логику, а со стороны совершенно непонятно, почему ничего не делается в этом направлении. Надеюсь, в руководстве клуба прислушаются к мнению фанатов, которые до сих пор просят сменить логотип на старый.

У нас есть отличные примеры ХК «Торпедо», БК «Нижний Новгород» - там с брендированием работают очень здорово. Футбольный клуб пока очень сильно отстает. А вопрос этот не второстепенной важности. В футболе нет второстепенных вопросов. Пренебрежение незначительными, казалось бы, вопросами на длинной дистанции выходит боком.

По мне, так значение брендирования в современном профессиональном игровом спорте идет наравне со спортивной составляющей. У клуба есть отдел, который отвечает за спортивные результаты – директор, тренерский штаб, а есть отдел по связям с общественностью, который должен заниматься тем, чтобы клуб был на слуху и был легко узнаваем по любому небольшому фрагменту атрибутики. Пока же в этом отношении специалисты ФК НН недорабатывают.

По поводу массового распространения бесплатных пригласительных на матчи ФК НН. Если говорить о серьезном коммерческом и брендовом развитии клуба, то это неправильный подход. Люди воспринимают любое бесплатное мероприятие как такое, на которое ходить необязательно. Тем более что со временем билеты все равно придется делать полностью платными. Или со следующего сезона, или когда «Нижний Новгород» выйдет в Премьер-лигу. Потому что надо зарабатывать. И тогда у людей невольно возникнет негодование – они уже привыкли к халяве.

Недавно был такой сюжет – в каком-то городе хозяин частной пекарни выставлял на прилавок бесплатный хлеб для пенсионеров. В один прекрасный момент он понял, что это затея бессмысленная, и перестал это делать – в результате получил массу негатива в свой адрес. То же самое будет и с бесплатными пригласительными.

С другой стороны, как еще клубу в нынешних реалиях нижегородского футбола собрать людей на трибуны, показать качественную картинку? Наверное, никак. Болельщик вырастает из зрителя, а как этого зрителя привлечь на трибуны?

В любом случае первоначальный результат, которого добивались, получен. Стадион заполнен. Статистика говорит о том, что тридцать тысяч на матчи приходит. Но с точки зрения дальнейшего маркетинга это неправильно.

Посмотрите на пример ЦСКА, который только что выиграл у «Реала» в Лиге чемпионов. Ребята играли не на своем стадионе – и за один матч заработали десять миллионов евро – на билетах, на атрибутике, на питании и прочем. Это эталонный подход.

Понятно, что для дивизиона, в котором играет «Нижний Новгород», это недостижимая сумма. Но я пока не вижу даже никакого стремления в эту сторону. А оно должно быть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 10 октября 2018

Заголовок в газете: Болельщик вырастает из зрителя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру