Протяженность Горьковской магистрали составляет 5331,4 км. Горьковская железная дорога обслуживает 15 субъектов Федерации, среди которых 6 республик, 8 областей и Пермский край. Работу этого сложного технического и логистического комплекса обеспечивает более 58,4 тысяч человек.
«В соответствии с майскими указами президента России разработана долгосрочная программа развития нашей компании, в которой сформулированы цели и задачи каждого из 16 филиалов, – рассказывает Анатолий Лесун. – В их числе повышение качества обслуживания пассажиров, ускорение перевозок, развитие дневных экспрессов, которые сейчас пользуются большой популярностью, мультимодального сообщения, модернизация инфраструктуры, строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань».
Ориентация на клиента
С начала деятельности в качестве филиала ОАО «РЖД» Горьковской железной дорогой было отправлено более 896,2 миллионов пассажиров. В том числе: в пригородном сообщении 788 миллионов человек, в дальнем – 108,2, из них скоростными поездами было перевезено 14,1 миллиона человек.
За 15 лет с момента образования ОАО «РЖД» качество сервиса изменилось принципиально, мультимодальные перевозки стали нормой. Например, в сфере пригородных перевозок. Развитию этого направления поспособствовала организация пригородных пассажирских компаний. Если до 2014 года железная дорога систематически сталкивалась с неплатежеспособностью регионов, то сегодня вопрос безубыточности пригородных перевозок полностью решен. Заключены пятилетние соглашения, в рамках которых выполняются все обязательства.
Большое внимание уделяется транспортной безопасности, эффективная система контроля которой была выстроена еще во времена царской России и последовательно совершенствовалась. Количество чрезвычайных происшествий за 15 лет снизилось в семь раз. За минувшие два года на Горьковской железной дороге не произошло ни одной аварии по вине железнодорожников. При этом, в результате планомерной модернизации значительно обновилась инфраструктура. Объем инвестиций по проекту «Реконструкция (модернизация) железнодорожного пути» в границах Горьковской магистрали составил более 41 миллиарда рублей, реконструировано более двух тысяч км железнодорожного пути.
Важный стимулом развития пассажирского сервиса стал Чемпионат мира по футболу FIFA 2018™. В рамках подготовки к соревнованиям реконструирован железнодорожный вокзал в Нижнем Новгороде, обновлен подвижной состав и вокзальные комплексы в границах Горьковской магистрали. Не меньшее значение имел логистический опыт организации перевозок болельщиков. В период проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™ Горьковская железная дорога перевезла более 98 тысяч пассажиров. Болельщики не всегда следовали четкому расписанию и оптимальной логистике, как это привыкли делать железнодорожники. Время от времени возникали внештатные ситуации, которые приходилось решать творчески. Например, большая группа туристов из Панамы неожиданно сошла с поезда в Вязниках, чтобы уехать в Саранск. В другой раз несколько иностранных гостей опоздали на свой поезд примерно на час. Случаи были самые разные.
«Мы удовлетворили все просьбы, прицепили дополнительные вагоны и с честью вышли из положения, – говорит Анатолий Лесун. – Хочу поблагодарить всех наших работников, которые участвовали в обеспечении перевозок болельщиков. Мы получили высокую оценку от пользователей наших услуг. Не было не одного замечания – это самый лучший показатель».
Быстро и вовремя
Клиента интересует качество и время, и железнодорожники последовательно работают над улучшением этих показателей. За минувшие 15 лет скорость доставки грузов по всей сети РЖД выросла на 44% с 250 до 358 километров в сутки, а длинносоставные и тяжеловесные поезда длиной до 100 вагонов весом до девяти тысяч тонн, позволяющие перевозить большие объемы, прочно вошли в практику.
В целях повышения качества услуг в Нижнем Новгороде и Казани открылись Центры продажи всех возможностей и услуг РЖД в сфере грузовых перевозок по принципу «одного окна» – в 2019 году такие центры планируется открыть в Кирове, Ижевске и Муроме. Внедрены технология автоматизированного оформления перевозочных документов «Автоагент» и услуга по отправке мелких партий груза «РЖД-экспресс», на станции Доскино проведена комплексная модернизация грузового двора со строительством терминала GEFCO.
«Нашей стратегической целью является переход к сложным комплексным логистическим продуктам, – отмечает Анатолий Лесун. – Мы уже готовы предложить нашим клиентам обслуживание предприятий всех отраслей промышленности, которое включает обеспечение логистики снабжения, сбыта и внутризаводской логистики, международные мультимодальные перевозки с использование водного, автомобильного транспорта, представление интересов в таможенных и налоговых органах».
Общий объем грузовых перевозок Горьковской железной дороги с момента образования ОАО «РЖД» составил более 563 миллионов тонн. Большая часть из них – 222,6 миллионов тонн – приходится на нефть и нефтепродукты. Остальное – лес, металлы, химия, промышленное и строительное сырье. За 15 лет объем грузоперевозок вырос в два раза.
Высокоскоростная магистраль
С 2006 по 2010 годы реализован комплексный проект «Организация скоростного пассажирского сообщения на направлении Москва – Нижний Новгород». В рамках проекта обновлена инфраструктура путевого хозяйства, хозяйств электроснабжения, автоматики и телемеханики, связи, благоустроены платформы, пассажирские здания и вокзалы. Данный комплекс работ позволил на час уменьшить время хода на участке Москва – Владимир – Нижний Новгород. Общий объём инвестиций по проекту на полигоне ГЖД составил 9 миллиардов рублей.
В 2016 году в ОАО «РЖД» была разработана комплексная программа инновационного развития холдинга на 2016-2020 годы.
Программа включает в себя национальный проект «Высокоскоростная магистраль Москва – Казань». Это проект национального масштаба, результаты которого будут предопределять долгосрочную динамику экономического развития страны.
Запуск участка обеспечит сокращение времени следования между Москвой и Казанью в 4 раза: с нынешних 14 часов (по существующей железнодорожной инфраструктуре) до 3,5 часов, а время в пути между Нижним Новгородом и Казанью сократится в 7 раз — с 10 ч. 32 мин. до 1 ч. 37 мин. ВСМ Москва-Казань будет способствовать повышению связности территорий России и мобильности населения, а среднее время в пути между столицами регионов составит 1 час.
Планируется, что длина маршрута составит 770 км, время в пути — 3 ч. 30 мин, максимальная скорость до 400 км/час.