Возрождение водного транспорта в Нижегородской области пока только в расчетах

Недавно стало известно, что московские власти через год-два собираются запустить по Москве-реке речные трамваи на круглогодичной регулярной основе, с интервалом в несколько минут и с использованием судов ледового класса. А в качестве оплаты проезда можно будет использовать даже карту «Тройка». 

Возрождение водного транспорта в Нижегородской области пока только в расчетах
Фото: Евгений Алексеев

Стоимость должна быть не намного выше, чем однократная поездка в московской подземке. В качестве пилотного рассматривается маршрут между Нижними Мневниками и Киевским вокзалом. Суда Москва либо сама построит, либо бизнес подключится.

И даже яхты уходят в столицу

Метро и такси речной трамвайчик не заменит, но разнообразит транспортную сеть, у москвичей будет еще больше выбора.

А в Нижнем Новгороде, на родине, можно сказать, судов на подводных крыльях, до сих пор нет регулярных, хотя бы сезонных маршрутов, и вообще скоростного водного транспорта. Несмотря на очевидный спрос. Позор, говорят разработчики.

Другие «водные» города: Самара, Ярославль, Саратов, Волгоград и даже города Сибири вовсю запускают речное движение.

Недавно из столицы на Дни Москвы в Нижний приезжали представители яхтенного бизнеса, которые успешно продвигают такой вид отдыха, сломали административные барьеры, построили инфраструктуру и нормально зарабатывают на прогулках, кейтеринге, ресторанных услугах. Делились опытом.

В столице Поволжья только тихоходные туристические кораблики шлепают по воде, хотя сегодня у нас сложилась уникальная и очень благоприятная ситуация. Появился Валдай-45», собственная разработка, летящая со скоростью 65–70 км/ч, и потребности — у туристов и дачников — огромные. Но у больших начальников все почему-то не получается запуск. Хотя средств на дотации перевозок требуется не так много, и это конкретное дело, с хорошими экономическими и туристическими перспективами, которое может подтолкнуть за собой прочие услуги и бизнесы. (Кстати, может быть, не все нижегородцы заметили, что надпись «Речной вокзал» уже исчезла со здания на Нижневолжской набережной, что вполне соответствует действительности; теперь там красуется надпись «Нижний Новгород», обращенная к реке, и «Волжское пароходство» для обратной стороны.)

Нет больше Речного вокзала

Наконец в Законодательном собрании на заседании комитета по транспорту и дорожному хозяйству чиновники, депутаты и эксперты решили поговорить на эту злобу дня о возрождении пассажирских перевозок внутренним водным транспортом общего пользования. Председатель комитета Владимир Солдатенков заявил, что они получают очень много обращений от жителей, которые в летний сезон хотели бы добираться до дач и мест отдыха речным транспортом. К примеру, общий пассажиропоток по трем маршрутам: Нижний Новгород — Павлово, Макарьев, Городец оценивается в 70 тысяч пассажиров в год. Васильсурское направление летом тоже очень популярно, и здесь экономия по времени составила бы разы, потому что дорога по твердой почве занимает до пяти часов. При этом в Нижегородской области уже давно назрела необходимость уменьшения нагрузки на автомобильные дороги и снижения вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду. «Полагаем, что толчком к развитию речного судоходства на Волге станет реализация проекта по строительству Нижегородского гидроузла, в результате чего на мелководном участке реки будут сняты ограничения по грузо- и пассажироперевозкам», — подчеркнул Владимир Солдатенков.

Историческая справка о состоянии внутреннего водного транспорта (см. ниже), которую подготовили для чиновников из облправительства, отлично могла бы служить красочной эпитафией — «все лучшее в прошлом», но все же есть позитив в низкой базе, с которой должно начаться возрождение. Правительство Нижегородской области всерьез рассматривает вопрос организации пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в Нижегородской области.

По словам министра транспорта области Вадима Власова, отрабатывается два варианта: перевозки по регулируемым тарифам, то есть для тех, кто осуществляет «трудовые корреспонденции», едут с утра на работу, вечером с работы, и нерегулируемые перевозки.

Городец и Макарьев: просчитаем и субсидируем

«Это другая целевая аудитория — туристическая, — поясняет Власов. — Организация регулярных водных пассажирских перевозок (по Оке и Волге) рассматривается по наиболее загруженным направлениям: Нижний Новгород — Дзержинск и Нижний Новгород — Кстово. Сейчас привлечены специалисты, которые считают обоснованность маршрутов, экономическую эффективность и пассажиропоток, который готов перейти на этот вид транспорта с учетом ж/д и автотранспорта. В течение двух недель расчеты будут готовы, и мы сможем говорить об этих двух маршрутах как об экономически понимаемых».

(Предполагается, что область возьмет судно в собственность и будет сдавать в аренду эксплуатационной компании.)

«Туристические перевозки — это совсем другая стоимость и пассажиропоток, — говорит министр транспорта области. — Мы рассматриваем маршруты Нижний Новгород — Городец и Нижний Новгород — Макарьев, и здесь объем субсидирования из бюджета области понятен: порядка 10 млн рублей на начальном этапе. В Москве на минувшей неделе состоялась встреча с руководством Федеральной пассажирской компании, чтобы организовать мультимодальные перевозки из Москвы. Покупая один билет в Москве, пассажиры, прибыв в Нижний Новгород, смогут пересесть на судно и на нем добраться до конечной цели своего путешествия». «Договорились, что в ближайшее время подпишем договор. Поддержка на федеральном уровне у нас есть, — заявил Вадим Власов. — Но нужно время, чтобы сделать расчеты по перевозкам, по регулируемым и нерегулируемым тарифам, здесь нам помогает компания «ВодоходЪ».

Как отмечалось в докладе министра, предполагается использование речного пассажирского судна на подводных крыльях «Валдай-45Р» с возможностью компенсации затрат перевозчику за счет средств областного бюджета, дотаций.

— Почему же в других городах водные перевозки так развиваются, а у нас загнулись? — интересуются депутаты.

— Потому что, например, в Самаре переправ через Волгу по сути одна, через плотину ГЭС. А у нас мостов гораздо больше, — отвечают чиновники.

На протяжении многих лет ОАО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» осуществляло социально значимые перевозки пассажиров водным транспортом по тарифам, регулируемым правительством региона. При этом покрытие убытков, понесенных судоходной компанией от организации речных пассажирских перевозок, производилось за счет средств областного бюджета.

В соответствии с решением акционера с 1 января 2012 года имеющийся пассажирский флот и дебаркадеры были переданы в бербоут-чартер (договор фрахтования на условиях аренды) вновь созданному единому круизному оператору — обществу с ограниченной ответственностью «ВодоходЪ» (г. Москва).

ООО «ВодоходЪ» с 2013 года закрыло движение пассажирского флота на маршрутах Нижний Новгород — Затон им. Калинина; Нижний Новгород — Бор. По заявлениям руководителей судоходных компаний, закрытие транспортного маршрута произошло в связи с нерентабельностью перевозок. Из-за низкого пассажиропотока работа флота стала экономически невыгодной, и содержать некоторые речные маршруты стало нецелесообразным. Изношенность судов и рост эксплуатационных затрат привели к прекращению перевозок пассажиров скоростным речным транспортом общего пользования.

По городу не окупится?

Дмитрий Рябушев, заместитель главы департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода, напомнил, что последний раз Нижний Новгород пытался организовать «регулярку» — от микрорайона Юг до Александровского сада (компания «Логопром») в 2014 году. «Просуществовал этот маршрут какие-то недели. В связи с убыточностью перевозчик поднял стоимость с 40 до 100 рублей, а потом и вовсе закрыл маршрут. Не учитывалась связь с другими видами транспорта, и у нас в городе обратная ситуация: в летнее время пассажиропоток падает. А мы еще хотим добавить водный транспорт…».

Сергей Митрошин, начальник управления научных исследований и инновационной деятельности ВГУВТ, отметил, что ошибкой перевозчика стало то, что на маршрут были поставлены несоответствующие суда.

«Мы просчитывали скоростное сообщение Нижний Новгород — Казань, 400 км, это наикратчайший путь и самый выгодный по времени. До Городца (50 км) судно за 40 минут доходит, а в пиковые загрузки по дорогам до 3 часов потребуется. Внутригородские перевозки: микрорайоны «Юг», «Окский берег» тоже могут быть весьма перспективными, поскольку трафик меняется очень сильно, можно прямо в Яндекс завести маршрут, и он будет выдавать, куда бежать, чтобы побыстрее добраться, — на причал или на метро? Дзержинск и Кстово тоже востребованы, здесь речь может идти о стоимости поездки порядка 60 рублей».

Валдай за Валдаем — как челноки

Присутствующий на заседании комитета Сергей Итальянцев, гендиректор Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева, тоже откликнулся на опыт «Логопрома», указав, что он использовал старые суда со скоростью 25 км/ч. «Мы предлагаем судно на подводных крыльях „Валдай-45Р“ со скоростью 65–70 км/ч, способное с комфортом перевезти 45 пассажиров. Очень перспективные маршруты: Городец, Макарьев, Чкаловск, Кстово, Дивеево, Павлово, Дзержинск. Что касается цены, то, к примеру, до Городца добраться на автобусе стоит 220 рублей. На нашем транспорте „Валдай“ это будет стоить 300 рублей. Но при этом люди будут добираться быстрее в разы и без пробок.

Но нужно, чтобы они регулярно, как челноки, ходили, тогда этот транспорт будет востребован. Например, „Комета“ — новое судно, которое мы поставили на Черное море, мы рассчитывали на загрузку в 70 %, а реально там уже 95 %.

Цена нашего „Валдая“ порядка 98 млн. Конечно, требуются дотации на первое время, окупаемость порядка семи лет. На следующий год у нас в заказе уже шесть судов (Ханты-Мансийский округ, Якутск, нас  также рассматривают Самара, Саратов).

Мы прорабатываем новый „Метеор“ на 100–120 пассажиров, (название оставили старое, брендовое), и к концу 2020 года мы его построим. Для маршрута Нижний Новгород — Казань очень подходит. Рассчитываем, что „Валдай“ будет осуществлять внутриобластные перевозки, а магистральные — „Метеор“».

По словам Итальянцева, поскольку КБ находится на территории завода «Красное Сормово» (производственная база ЦКБ в Чкаловске), с руководством завода достигнута договоренность, что в перспективе будем вместе строить «Кометы».

«Что нужно сделать, чтобы вас заинтересовать? — спросил Владимир Солдатенков у Дмитрия Галкина, гендиректора группы компаний «Гама», которая строит собственные суда (на выходе «Золотое кольцо», строится в Астрахани, на котором планируется возить туристов из Москвы).

«С точки зрения бизнеса необходимо, чтобы была экономика, — говорит предприниматель. — Но я понимаю, для власти задача в том, чтобы разгрузить уже существующую транспортную инфраструктуру и чтобы это было окупаемо.

У нас для этого есть все, и если мы не пользуемся всем этим по-хозяйски — это нам в минус. Да, надо тратиться, где-то рисковать. Лысково, Макарьев, Старое Кстово — надо налаживать инфраструктуру, строить причалы, подтягивать автобусные маршруты. Но чтобы ничего не делать и чтобы все было — так не бывает! Если муниципалитеты, правительство будут помогать, а не только на бизнес все вешать, — я уверен, дело раскрутится».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 26 сентября 2018

Заголовок в газете: Плывем мимо Нижнего?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру