«Поколение стабильности» выступает против любых потрясений

Есть избитое выражение: «Если молодой человек в 20 лет не является революционером, это плохо. Но если он остается революционером в 40 лет, это еще хуже».

«Поколение стабильности» выступает против любых потрясений

Поэтому место молодежи в обществе специфическое. С одной стороны, это самая активная часть его, решительно настроенная на социальные изменения. И многие делают из этого вывод, что молодежь за счет этой активности должна участвовать в политике. Но они забывают, что молодежь недостаточно опытна, особенно в этой сфере. И поэтому очень часто вовлечение молодежи в политическую жизнь оборачивается спекуляцией на ее стремлениях, приводя не к тем результатам, которых молодые люди хотели бы достичь.

В истории таких примеров больше чем достаточно. Поэтому когда говорят, что молодежь надо вовлекать в общественную и гражданскую жизнь, то я бы согласился, но уточнил, что вовлекать ее надо не в политику.

Вообще политика такая штука, что нельзя увлекаться ею большинству населения – это признак предреволюционной кризисной ситуации. Только в этом случае народ активен в политической жизни, готов выходить на улицы, свергать власть и так далее.

Если народ живет в нормальном обществе, где большинство проблем достаточно успешно решается, где ситуация стабильна, народу по большому счету глубоко плевать на политику.

Отсюда проблема всех политтехнологов: как привести народ на выборы?

Если сегодня мы говорим, что население плохо идет на выборы, то не надо искать здесь политическую подоплеку. Надо понимать, что общество в большинстве своем – нравится это кому-то или нет – стабильно. И расшатать его достаточно сложно. Но можно – привлечением молодежи как активной части общества к выборам, к политической борьбе непонятно за что, ибо главная задача молодежи – жить, развиваться, образовываться, создавать семью, рожать детей. И только после этого они начинают понимать, как устроено общество, как оно живет.

В этом смысле мне кажется, что сетовать на то, что молодежь слабо приняла участие в выборах 9 сентября, не совсем правильно. Особенно когда это говорят профессионалы. Политтехнологам хочется, чтобы было шоу, чтобы все дружно шли на выборы, адресуя друг другу негативные высказывания. Вот тогда всем весело, тогда они как политтехнологи всем нужны, все их любят, все им платят.

А на самом деле выборы – это не игра, а определение путей развития, каких-то принципиальных вещей. И когда они проходят более спокойно, когда выбор делается не эмоционально, то он более правилен.

Политическая социализация происходит с человеком после накопления определенного опыта, годам к сорока, и нынешние сорокалетние – это те, кто родился во второй половине 70-х, когда советские войска вошли в Афганистан, когда была Олимпиада-80, а Советский Союз оставался супердержавой. Тинейджерами эти люди увидели крах страны, вся их молодость пришлась на «лихие 90-е». И они как огня сейчас боятся любых резких изменений, потому что пережили такой стресс, какой не дай бог пережить любому. Стабильность для них – это мечта первых 25 лет жизни.

Помните китайское «Не дай вам бог жить в эпоху перемен»? Сколько перемен выпало нашему поколению, пришедшим за ним поколениям пятидесяти- и сорокалетних? Может, хватит? Может, пора начинать нормально жить?

А что касается активности молодежи и ее социализации, то я бы подчеркнул вот какой момент: для социализации молодежи, включения ее в общественную жизнь есть возможности в совершенно другой сфере. Я имею в виду прежде всего активную гражданскую позицию волонтерства. То есть активность по изменению жизни вокруг себя: не где-то высоко-далеко революцию устроим, а у себя во дворе наведем порядок, не будем ждать, пока ЖЭК придет, вкрутим лампочку в своем подъезде, уберем мусор с набережных.

Волонтерство – самый лучший способ вовлечения в том числе и в политику, потому что политика в идеале – для изменения жизни к лучшему. А начинать такое изменение нужно с себя.

Я с удовольствием смотрю, как развивается сегодня волонтерство. Кто в волонтерах? Та самая молодежь, которую никто не тянет за хвост, не держит – ни дети малые, ни семьи. Встали и пошли – в радость, в удовольствие. Это и общение, и возможность сделать что-то полезное и почувствовать себя нужным, что можешь что-то сделать, что-то изменить, причем не на словах, не на митинге, а реально в этой жизни.

И вот так шаг за шагом понимание окружающей действительности у молодых людей становится выверенным, серьезным и ответственным. А это самое главное.

Молодежь всегда нуждается в том, чтобы ее кто-то вел. И ее всегда кто-то ведет. Но кто-то скрыто, прячась за разными лозунгами и объявляя себя самого молодым. А кто-то открыто и прямо говорит: «Ребята, давайте займемся делом».

В наше время был комсомол, сейчас его нет. Те организации, которыми его пытаются заменить, сразу слишком политизируются, и молодежь вовлекается в политику, не понимая, как она делается и из чего возникает.

И совсем другое дело, когда молодые люди входят в гражданскую активность, начинают делать конкретные дела, борясь за чистоту, за экологию, за сохранение памятников культуры. Какая здесь политика? Никакой. И не нужна она здесь, не нужно противостояние власти. Напротив, нужно помочь власти решить проблемы, до которых у нее руки не доходят.

Вот так и нужно вовлекать молодежь в активную общественную жизнь, а дальше молодые сами определятся, за кого проголосовать или же не ходить на выборы, потому что нет разницы. И лидеры этой молодежи тоже должны вырастать на этих малых делах, на нижней муниципальной повестке – молодежь будет их знать и с удовольствием за них проголосует и проголосует и проагитирует. Но это будет борьба не «против», а «за». «за».проагитирует. Но это будет борьба не «против», а «за».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру