Стадион «Нижний Новгород» займут не только футболом

Рассуждения о том, как нижегородские власти будут использовать построенный «за дорого» футбольный стадион и сколько денег на его содержание потребуется отдать из областного бюджета, должны закончиться. В начале августа правительство РФ утвердило Концепцию наследия чемпионата мира по футболу 2018 года, где все направления расписаны, и взяло на себя затраты по эксплуатации спортобъектов на достаточно длительном начальном этапе.

Стадион «Нижний Новгород» займут не только футболом
Еще недавно на борской тренировочной площадке разминалась сборная Уругвая Фото: Андрей Абрамов

Кому доверят управление ареной?

Теперь Минспорта РФ совместно с регионами разрабатывает и до 30 ноября должен представить в Москву дорожную карту всех мероприятий. А через три года с региональных властей начнут уже спрашивать про окупаемость спортобъектов.

Стадион в Нижнем Новгороде оказался в числе тех семи, которые в целях «эффективного использования в 2019 году передаются из собственности РФ в собственность субъектов», но «после полного формирования их балансовой стоимости и принятия соответствующего нормативного правового акта». (Напомним, арена обошлась федеральному бюджету в 17 млрд рублей.)

Теперь регионам нужно выбрать модель управления объектом (и не просчитаться при этом!), разработать бизнес-план их операционной деятельности с «целевыми показателями по доходам и по расходам». Наш стадион на Стрелке определен «под многофункциональное использование», там разрешена очень разная деятельность.

Модель управления стадионом Москва предлагает на выбор, с учетом сложившийся международной практики:

– «собственник-оператор». Когда собственник или принадлежащая ему управляющая компания самостоятельно обеспечивают содержание, эксплуатацию и операционную деятельность (так управляется, например, «Казань Арена»);

– «собственник-оператор с привлечением специализированных организаций». Часть функций, связанных с содержанием и загрузкой стадиона, передается на аутсорсинг (здесь открываются возможности для нашего среднего и мелкого бизнеса. – Ред.);

– «организация-оператор». Эта модель предусматривает передачу управления сторонней внешней компании, в том числе с использованием концессии или государственно-частного партнерства. То есть регион нанимает компанию и передает ей все обязанности по стадиону и выходу на окупаемость. Это, конечно, содержит большие риски. Вдруг не справится?

Модель «единая организация-оператор» предусматривает передачу управления единому оператору, управляющему несколькими или всеми стадионами, построенными за счет средств федерального бюджета. То есть предлагается перейти под крыло «внешнего управления». Однако главной функцией «большого оператора», как сказано в концепции, будет спортивное наполнение: проведение домашних матчей футбольного клуба, чемпионатов России, Кубка России и т. д.

Игры – для всех

Важнейшей задачей Москва называет посещаемость матчей. В бизнес-планах должны быть предусмотрены дополнительные меры по доступности спортивного объекта не только для «отъявленных» болельщиков, но и для разных социальных групп населения (с применением скидок и дотированием билетной программы клубов).

Ранее пресс-служба правительства Нижегородской области сообщала, что во время выставки «Иннопром» в Екатеринбурге нынешним летом ряд компаний, в том числе иностранных, проявляли интерес к управлению стадионом «Нижний Новгород».

Федеральный центр и лично президент РФ, как показало совещание по наследию мундиаля в Калининграде, прекрасно понимают, что эксплуатация «навороченных», технически сложных стадионов весьма затратна. Одного футбола явно недостаточно для достижения безубыточности.

Поэтому субъектам разрешили заполнять арены культурно-спортивными и другими зрелищами, а внутренние свободные помещения сдавать для коммерческого использования и получать доход от аренды. «Только не превращайте все в рынок», – предупредил президент.

Зеленый свет отдан мероприятиям «якорного» футбольного клуба, с участием спонсоров и бизнес-партнеров. Это турниры, праздники; общероссийские крупные культурно-зрелищные события (хоровые фестивали и фестивали духовой музыки, выступления сводных детских хоров и оркестров, специальные театральные постановки, включая оперные), туристические и экскурсионные программы, тематические маршруты, квесты, открытые лектории для школьников.

Кроме того, на базе стадионов возможно создание музеев истории спорта, тематических музеев по видам спорта, мультимедийных, копийных выставок и тематических экспозиций.

Собственникам стадионов рекомендуется привлекать коммерческих арендаторов: предприятия торговли и сферы услуг, спортивной и оздоровительной направленности; общественного питания (рестораны, кейтеринг).

Словом, объект ЧМ должен быть занят 365 дней в году.

От музея до ресторана

Планируется, что автономная некоммерческая организация «Арена-2018», которая проектировала и оборудовала стадион «Нижний Новгород» временной инфраструктурой, павильонами, передаст эти сооружения субъектам по договору пожертвования.

С одной стороны, открываются широкие возможности для использования всего «наследия» – местечко на Стрелке может стать очень «проходным». С другой стороны, теплый сезон в Нижнем Новгороде только месяцев шесть в году, и желание нижегородцев посетить достаточно продуваемую территорию сильно падает после минус десяти на улице.

Конечно, требуется профессиональный и креативный управляющий всем этим хозяйством, которое должно работать круглогодично и в перспективе зарабатывать. А городу нужно продумывать удобные транспортные маршруты, остановки, чтобы к стадиону можно было добраться не только на метро и со всех концов города.

Подтрибунные помещения можно также сдавать под офисы детско-юношеских спортивных школ, для размещения футбольных ассоциаций, музеев спорта и даже органов власти по профильному направлению. Но, честно говоря, жалко, если на Стрелку переедут чиновники.

Для снижения налоговой нагрузки на эту «огромную новую собственность» Москва рекомендовала субъектам и городам освободить объект от налога на имущество организаций и земельного налога (за это отвечает муниципалитет). В Нижегородской области это отчасти уже сделано.

Чтобы обеспечить «профиль» стадиона (проведение футбольных матчей чемпионата России и Кубка России), поле необходимо дооснастить электронными светодиодными рекламными конструкциями (LED-панелями); сделать ограждения, отделяющие гостевые сектора от секторов болельщиков, обзавестись защитными покрытиями для футбольного поля, то есть фактически приобрести «второй газон», на котором можно будет выступать.

Однако частично затраты на адаптацию федеральный центр берет на себя.

Москва профинансирует

В наследство от мундиаля остались и тренировочные площадки. Кстати, по решению собственника на них можно «культивировать» не только футбол, но и регби.

Площадки, как мотивирует концепция, тоже надо стремиться использовать круглогодично, для этого предусматривается замена натурального газона на искусственное покрытие и оснащение системой подогрева; устройство беговых дорожек и легкоатлетического ядра; строительство площадок для занятий силовой гимнастикой (воркаутом) и выполнения нормативов «Готов к труду и обороне».

Но одним из самых ценных предложений федерального центра стало создание детских футбольных центров на базе инфраструктуры ЧМ.

«Речь идет о 30 таких центрах по России, – говорила недавно зампред правительства Ольга Голодец, которая приезжала в Нижний Новгород. – Мы ожидаем, что как минимум в три раза увеличится число детей младшего возраста, которые придут в спортивные школы, чтобы заниматься футболом».

Построение нового «футбольного образования» включает в себя расширение возможностей спортивно-оздоровительного этапа (переходного к этапу высоких достижений) и увеличение в полтора раза количества детей, занимающихся с шести лет. Тренер, работающий с юными футболистами на спортивно-оздоровительном этапе, не провоцирует форсирование достижения высоких результатов, а обеспечивает качественную базовую подготовку, которая проявится уже на следующих, более высоких этапах.

Проще говоря, сейчас спортивно-оздоровительный этап, когда не ставятся «задачи по медалям и победам», финансируется за счет средств местного бюджета, но в основном за счет личных средств граждан (родителей. – Ред.). Понятно, что семьи, где нет нужных средств на обучение будущего футбольного гения, вынуждены «закрыть для ребенка это окно возможностей».

А вот теперь ДЮСШ, которым будет присвоен статус «детский футбольный центр», где будут набраны детские и юношеские футбольные команды, обещают даже федеральную помощь.

То есть теперь в отборе дадут поучаствовать гораздо большему количеству ребятишек, которые мечтают стать профессиональными футболистами.

Ресурсы под концепцию предусмотрены: за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов и внебюджетных источников. Москва признает, что высокие эксплуатационные затраты позволят вывести стадионы на самоокупаемость не ранее чем за три-пять лет. В это время потребуется дополнительное финансирование.

В смету на пять лет включены: эксплуатация и содержание стадионов, адаптация стадионов, передаваемых в собственность субъектов Российской Федерации, для их многофункционального использования; адаптация тренировочных площадок (замена натуральных газонов на искусственное покрытие, оснащение системой подогрева и дооборудование); создание и функционирование детских футбольных центров.

В 2019 году субъектам дадут межбюджетные трансферты в объеме 100% эксплуатационных расходов, в 2020–2023 годах – 95% на частичное покрытие расходов.

Кроме того, туда же входят средства на финансирование обучения футболу детей; внедрение методик подготовки футболистов 6–9, 10–14 и 15–17 лет; приобретение специального инвентаря (мячей) для детей 6–9 лет; оплата труда тренеров на спортивно-оздоровительном этапе; проведение мини-турниров для юных футболистов.

На 2019 год из федбюджета в целом по всем стадионам предусматривается 4,9 млрд рублей, из бюджетов субъектов – порядка 136 млн. В целом до 2023 года, когда объекты должны выйти на окупаемость, федбюджет потратит 11,5 млрд, а субъекты – 813 млн. При этом уже с 2020 года должны появляться внебюджетные источники, эти доходы должны пойти по возрастающей с 457 млн рублей (2020 год) до 1,43 млрд (2023 год).

То есть ориентировочно в среднем регионы могут получать от 300 до 400 млн рублей в год на реализацию концепции.

Как говорится, есть над чем работать.

Что достанется ДЮСШ?

Конкретно по тренировочным площадкам. На стадионе «Химик» в Дзержинске она передается на баланс ДЮСШ «Химик» для тренировок спортшкол. Планируется перекладка (с сертификацией поля и ворот) и оснащение системой подогрева. На улице Карла Маркса в Нижнем Новгороде передают на баланс ФОК «Мещерский» для тренировок футбольного клуба «Нижний Новгород» и детско-юношеской спортшколы по футболу. Запланирована перекладка газона с сертификацией поля и ворот (подогрев поля там уже есть).

Площадка на стадионе «Локомотив» будет широко задействована. Она отойдет на попечение ГАУ «Центр спортивной подготовки» для тренировок спортивных школ, организованных групп учащихся (перекладка газона с сертификацией поля и ворот). Еще одну тренировочную территорию на улице Карла Маркса ДЮСШ «Мещера» вернут соответствующей школе (перекладка поля и оснащение системой подогрева). Остается еще вопрос по базе на Бору, где тренировались и жили во время ЧМ-2018 уругвайцы. В концепции про нее не сказано, но ранее планировалось передать ФК «Нижний Новгород».

Кстати

Футбольный клуб «Нижний Новгород» является членом Футбольной национальной лиги и участвует в матчах первенства России по футболу, и в соответствии с регламентом Футбольной национальной лиги и регламентом Кубка России в сезоне 2018–2019 годов в графике стоит проведение 20 матчей футбольного клуба на нашем стадионе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 22 августа 2018

Заголовок в газете: Cпорт, еда и зрелища

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру