Жители села Большие Бакалды веками выращивают вишню

Урожай местные жители сбывают за копейки перекупщикам

В Нижегородской области отмечен большой урожай вишни. В селе Большие Бакалды, расположенном в Бутурлинском районе, ягоду выращивают на протяжении нескольких веков. Изначально сады посадили помещики. Они бесплатно раздавали саженцы крестьянам. Так и появились знаменитые вишневые сады.

Урожай местные жители сбывают за копейки перекупщикам
Фото: Ярослав Гунин

– История бакалдских вишневых садов уходит своими корнями в XVII век, в те времена местные земли принадлежали боярину Борису Морозову – очень известная личность в истории России, один из самых богатых и влиятельных людей во времена царствования Алексея Михайловича. Кстати, именно при Морозове в селе была создана варочная, где из выращенной в помещичьем саду вишни делали ликеры, настойки, – рассказывает заведующий музеем вишни Иван Спицын.

Местная варочная сохранилась и сегодня в виде консервного завода, который принимает от населения фрукты и овощи. Из вишни здесь делают варенье по традиционному русскому рецепту.

– Мы варим вишню старинными методами. Так как в ягоде имеется косточка, мы делаем три варки – в сахарный сироп засыпаем вишню, доводим до кипения и охлаждаем, чтобы ягоды пропитались. Когда варенье у нас охладится, снова нагреваем, доводим до кипения и варим пять минут. После повторяем процесс охлаждения. Вишня еще больше насыщается сахаром. И конечная, третья варка, когда мы довариваем до определенной концентрации сухих веществ, – поясняет директор Большебакалдского консервного завода Любовь Краева.

Но продукцию местного завода, несмотря на ее отличное качество, неохотно берут государственные учреждения и торговые сети. Вот и приходится продавать ее через сельские магазины. Жители, которые сдают фрукты и овощи, получают их обратно в консервированном виде. Живых денег, чтобы расплатиться с поставщиками, у завода нет. Местные вынуждены сдавать вишню перекупщикам за небольшие, но деньги.

– Мы на завод не сдаем уже давно, – рассказывает Елена Петрова.

– Невыгодно?

– Завод дает не деньгами, а продукцией. А тут люди сдают вишню и живут на эти деньги.

На протяжении 70 лет Венедикт Хорев ухаживает за своим садом. Но боится, что он умрет вместе с ним – дети в город переехали, и ухаживать за огромной территорией станет некому. Вишню проще купить, чем выращивать самому. Самое страшное для старика, что многолетняя традиция может прерваться.

– Вишня… Как, почему? Потому что предки так наши заложили, так мы и придерживаемся их порядков. В 1941 году все сады в округе погибли. Все населенные пункты их вырубили, стали сажать картошку, а бакалдские почему-то сады не уничтожили. С тех пор они второе рождение получили, – вспоминает он.

Впрочем, не все отказались от идеи выращивания фруктовых садов. Даже технические решения в уборке урожая начали применять.

– Для того чтобы собрать высокую вишню, используется вот такое приспособление. Оно очень простое. Кусок проволоки согнутый, а внизу специальная петля под ногу, ставим, вишня нагибается, и мы начинаем ее собирать. Обе руки свободные, поэтому, все это дело происходит гораздо быстрее, чем с лестницы, – показывает нам девайс собственного изобретения Сергей Коротков. Его сосед хочет записать соответствующий видеовопрос для «Что? Где? Когда?».

В Бакалдах мечтают, что когда-нибудь вишней заинтересуются и крупные города, ведь продукция натуральная и стоит в мегаполисе совершенно других денег, чем те, что за нее платят местным жителям перекупщики. Но пока пробиться через все кордоны, стоящие на пути вишни от сада до рынка, не получается.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 15 августа 2018

Заголовок в газете: Вишневый сбор в Больших Бакалдах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру