Нижегородский депутат Андрей Тарасов свою историю комсомола

Комсомол – это хорошо или плохо? Кто-то ругает организацию за излишнюю формализированность и идеологизированность. Кто-то вспоминает с теплом, рассказывает о том, что было сделано, о друзьях, которые с юности и на всю жизнь. Депутат Законодательного Собрания Нижегородской области Андрей Тарасов относится ко второй категории.

Нижегородский депутат Андрей Тарасов свою историю комсомола
Фото: Андрей Абрамов

Наш разговор в год 100-летия ВЛКСМ – о том, что в те застойные восьмидесятые годы, когда Андрей Николаевич возглавлял Ленинский райком комсомола, молодежь была гораздо более самостоятельной, чем сейчас и играла большую роль в жизни региона и страны. Вспомнить хотя бы комсомольские стройки.

– Андрей Николаевич, что вам дал комсомол? Как сейчас, спустя много лет, вы относитесь к нему?

– Очень трепетно. Когда принимал решение, идти на комсомольскую работу или нет, родители были категорически против. Я работал в то время на заводе «Двигатель революции» (сейчас это «РуМо»), отслужил два года в армии, и мне было очень интересно заниматься общественной работой. Это давало возможность реализовывать собственные идеи, но самое главное, там была бурная, яркая и насыщенная жизнь!

Хорошо помню, когда меня назначали заместителем секретаря комитета комсомола завода по идеологии, а в дальнейшем – секретарем комитета комсомола – между прочим, организация в четыре с половиной тысячи человек. Это было очень ответственно, и мне нравилось, потому что хотел занимать активную жизненную позицию. И главное, никто не ограничивал твой полет, полет идей, мыслей и конкретных дел.

В 1986 году решил уходить с комсомольской работы на должность заместителя начальника механического цеха завода. Но тут пригласили в райком партии. Владимир Степанович Бодякшин – первый секретарь Ленинского райкома партии, очень авторитетный человек, – сказал: «Нет, на производство не пойдешь. Мы тебя забираем сейчас в райком партии, через полгода будешь первым секретарем райкома комсомола». Это даже не обсуждалось.

– «Партия сказала «Надо», комсомол ответил «Есть!». Какие моменты из комсомольской работы вам вспоминаются? Чем можно гордиться?

– Сейчас такое трудно даже представить, но три года подряд, с 1988 по 1990-й, мы отправляли двумя самолетами на погранзаставу в Прибалтику больше ста мальчишек, которые состояли на учете в милиции и инспекции по делам несовершеннолетних. Они жили в настоящих армейских условиях, с ними проводились серьезные занятия, марш-броски, спортивные тренировки, экскурсии в Калининград и Балтийск. Была очень строгая дисциплина: за любое нарушение наказывали – заставляли бегать вокруг казармы в костюме химзащиты. И никто не пострадал, а самое главное, никто не сбежал. Я только сейчас начинаю понимать, какую степень ответственности мы на себя брали.

Про всех не знаю, но многие из тех ребят выросли вполне успешными: кто-то пошел в армию, кто-то в органы внутренних дел, другие выбрали хорошие рабочие профессии.

Никогда не забуду осень 1987 года, когда только приступил к работе первым секретарем райкома комсомола. В городе был объявлен режим чрезвычайной ситуации – в полях области заливало дождями картофель, а его было необходимо поставлять в детские сады и школы. Тогда по радио прозвучал призыв руководства нашей области поехать на село и помочь в уборке картофеля с полей. Мы на целый месяц собрали всех секретарей комсомольских организаций заводов, организаций, учреждений – около 30 человек. Как сейчас помню, село Щедровка Вачского района. Первое время спали на нарах в парткоме. Днем работали в поле, а по вечерам давали концерты в соседних деревнях: читали стихи, пели песни. Секретарь комсомольской организации ПТУ № 6 Лена Дейч (сейчас начальник управления образования Ленинского района) играла классно на гитаре. А утром опять в поле – на картофель…

Еще один знаковый момент, который остался в памяти, это начало строительства метро в городе. Рабочих рук всегда не хватало, и комсомольцы были той бесплатной рабочей силой, на которых можно было положиться. Мы наводили порядок на первых станциях метро «Ленинская», «Заречная», «Двигатель революции», чтобы не сорвать график их пуска. Такая же работа проводилась комсомольцами по пуску сухарно-бараночного цеха хлебозавода на Станкозаводе, молококомбината в Щербинках и других знаковых объектах города.

А содержание парка «Дубки»? Это был просто наш парк, и мы полностью содержали его – от проведения мероприятий до поддержания порядка.

Еще был случай: суббота, обычный рабочий день, мы сидели втроем с Сергеем Вороновым, секретарем райкома по школьной молодежи, и заворгом Сергеем Рубинским и планировали дела. Вдруг звонок из райкома партии: на хладокомбинат № 1 пришли два рефрижератора с мясом для детских садов и школ, в одном из них сломалась холодильная установка. Был летний жаркий день, грузчики – пьяные, директора комбината найти не могут, а в понедельник необходимо доставить эту продукцию по детсадам и школам. Мне говорят: «Андрей, организовывайтесь, надо помочь». И мы всё бросили и пошли разгружать этот рефрижератор с тушами мяса. Работали несколько часов. В понедельник мне позвонил директор комбината и сказал, чтобы мы получили по рубль двадцать. Ну, мы, конечно, порекомендовали, куда им эти деньги направить. Так что в большинстве своем это был бесплатный труд во благо нашего общества – сейчас трудно даже представить такое.

Но главное, что школы и детсады тогда получили вовремя продукты. И надо сказать, что всегда, в каждом конкретном случае мы не просто работали, а вносили личный вклад в какое-то большое дело.

– Как раз в 1987 году в Ленинском районе в самые морозы случилась страшная авария на теплотрассе. Какова была ваша задача?

– Это был очень сложный период. Все началось с того, что на Мызинском мосту автобус попал в яму, которую размыло после разгерметизации теплотрассы. Была повреждена система отопления. И пошла цепная реакция: в квартирах лопнули батареи, на улице сильнейшие морозы, огромные сосульки висели с крыш домов до самой земли. Мы, комсомольцы, разносили по квартирам теплые вещи, шарфы, валенки. К этой аварии было приковано внимание всей страны – сюжеты об этом были даже в программе «Время» на Первом канале. Из-за этой аварии председатель Ленинского райисполкома тогда был снят со своей должности, хотя он, конечно, не был виноват в произошедшем.

– Это правда, что бывшие комсомольцы до сих пор помогают друг другу?

– Конечно, мы всегда поддерживаем добрые отношения, независимо от должности. Есть незыблемые даты, когда мы обязательно собираемся вместе, главная из них – 29 октября, день рождения комсомола.

Недавно мы с бывшими членами Нижегородского райкома собрались, обсуждали подготовку к юбилею. Считаю, что каждый из нас должен поделиться своими яркими воспоминаниями. Каждому есть что рассказать и подискутировать с нашей молодежью.

Моя комсомольская жизнь была яркой, а Ленинский район – один из самых передовых и неформальных в городе! У нас была «Молодая гвардия» – лагерь комсомольского актива. Там была целая эпопея, я редко о ней рассказываю, как БИМа (Игорь Михайлович Богданов. – Прим. ред.) стали снимать с выборов.

В 1989 году меня пригласили в райком партии и предложили: давай кого-нибудь из комсомола в Верховный Совет СССР. Я доверял и поддерживал молодого, активного директора школы № 94 Игоря Богданова. В Ленинском и Канавинском избирательных округах прошли отборочные туры, и тогда из восьми кандидатур в финал вышли двое: Богданов и главврач 33-й больницы.

А затем меня вызвали в Ленинский райком партии и говорят: «Снимай Богданова». Отвечаю: «Как снимать? Мы так не договаривались». И тогда нам с Александром Сысоевым, членом райкома комсомола, который работал в то время на Горьковской железной дороге, а сейчас – в «Российской газете», пришлось украдкой ехать в Москву, в ЦК КПСС и Центризбирком. За день удалось попасть на прием везде, нас внимательно выслушали, подтвердили, что это явное нарушение. Райком партии получил серьезный нагоняй, а мне на следующий день утром на бюро райкома партии влепили выговор. Ну а Игорь Богданов победил на выборах и стал депутатом Верховного Совета СССР. Вскоре после этого на федеральные деньги построили в Ленинском районе новую 91-ю школу.

Город Горький в те годы был закрытым, но мы уже тогда через Игоря Богданова смогли решать, чтобы сюда пускали иностранных студентов и аспирантов из других стран по международным молодежным обменам.

– Принимали участие в съездах ВЛКСМ?

– Да, мне посчастливилось быть избранным делегатом на последний, самый широкий и представительный XXI съезде ВЛКСМ 11 апреля 1990 года. В составе нашей делегации были Сергей Кириенко и Евгений Люлин, Алексей Лихачев и Сергей Рогожкин. Почему-то нашу делегацию посадили в самом конце зала гостиницы «Россия», на балкон, а все первые ряды отдали делегатам из Средней Азии.

Мне очень хотелось быть поближе к центру, чтобы все увидеть, услышать и прочувствовать, поэтому я прошел в партер и сел на свободное место в четвертом ряду напротив сцены. И тут зашли человек сорок охранников Михаила Сергеевича Горбачева (президент СССР), у каждого в ухе проводок – в то время это было очень неожиданно, и буквально за пять секунд они заняли все места. Потом зашел Михаил Сергеевич и сел совсем рядом, впереди меня, на первый ряд. Ему начали передавать записки, чтобы он автограф свой оставил. Он несколько записок подписал, а затем его охрана пресекла это. Терять мне было нечего, я подошел к нему сам и попросил расписаться на моем временном удостоверении. Возвращаясь с этим памятным автографом к себе на место, заодно получил автографы секретарей ЦК КПСС В. А. Медведева, Г. П. Разумовского и Е. К. Лигачева. А когда пришло время менять это удостоверение на мандат, я отказался его сдавать. Мандатная комиссия съезда совещалась два часа и в качестве исключения выдала мне все-таки мандат, оставив и временное удостоверение с этими историческими автографами.

Эти документы сейчас лежат в музее Законодательного собрания. Это моя молодость и моя история. Когда кто-то спросит меня, не жалею ли я, отвечу: конечно, нет! Комсомол – это целая эпоха и моя жизнь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 15 августа 2018

Заголовок в газете: Андрей Тарасов: «Никто не ограничивал наш полет идей и конкретных дел»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру