Движение власти к людям как один из трендов года

Мэр сегодня ближе к народу, чем ДУК

Один из трендов этого года – движение власти к людям. В целом ряде регионов и городов новые руководители стали активно встречаться с жителями районов, с трудовыми коллективами, со студентами. Хочется написать: «как по команде». Но если даже на самом деле по команде, то команда дана правильная, и надо ее выполнять.

Мэр сегодня ближе к народу, чем ДУК

В Нижнем Новгороде очень активно идет на встречи с людьми и навстречу людям глава города Владимир Панов. В каждом районе, куда он приезжает для общения с жителями, залы бывают битком набиты, и судя по тому, как выступают люди с мест, какие больные вопросы они ставят, это явно не «подготовленная публика».

Еще интереснее появление в социальных сетях официальных групп, посредством которых мэрия устанавливает оперативную связь с горожанами по конкретным темам, таким как уборка снега или ремонт дорог. Тут сразу видно, где есть недоработки и как они устраняются.

Словом, стремление властей получить обратную связь от жителей заметно и жители охотно включаются в диалог с органами местного самоуправления. Но и проблемы сразу видны. Я сейчас не о городских проблемах, которые вскрываются и решаются. Я о проблемах, связанных именно с организацией взаимодействия населения и власти. А это проблемы уже не хозяйственные, а самые что ни на есть политические, поскольку на правовом языке речь идет о реализации принципов и форм народовластия.

Наиболее прямой и потому важнейший способ выражения воли народа – референдум. В какой-нибудь Швейцарии это дело привычное, но нами пока ни разу на практике не испробованное, а потому пугающее.

Нынешним летом по всей стране собирали подписи за проведение референдума о судьбе пенсионной реформы. Дошли даже до согласования формы вопросов в Центризбиркоме. Причем вопросы с одинаковым смыслом, но в разной форме согласовали сразу три инициативные группы.

Хотя не факт, что в действительности дело дойдет до референдума. Тем более что параллельная работа трех конкурирующих инициативных групп, в том числе от КПРФ и «Справедливой России», приведет к рассеиванию сил. Что же касается референдума на региональном или на муниципальном уровне, то это пока что-то вообще из области конституционных фантазий.

Еще граждане могут выражать свою волю через представительное правление, а проще говоря – через выборы. Но чтобы избирательная система была эффективной, нужны полноценные партии, которые выполняли бы функции генерации новых идей и решений, консолидации граждан на идеологической основе и главное – функцию контроля. А наша парламентская оппозиция пока явно не справляется с контрольной функцией, предпочитая диалог с властью, чтобы не сказать сговор.

Продуктивным проектом с хорошим потенциалом казался на первых порах Общероссийский народный фронт, но пока что ОНФ так и не стал той силой, которая могла бы строго спросить с власти. Да, есть отдельные более или менее результативные проекты контроля в сфере закупок или, скажем, ремонта дорог. Но это совсем не то, что мы вкладываем в понятие общественного контроля за деятельностью властей снизу доверху.

Разумеется, все эти институты надо развивать. И референдумы надо наконец начать проводить, и к реальной многопартийности двигаться, хотя это и непросто. И потенциал ОНФ можно и нужно раскрывать. Но пока этого нет, едва ли не самой эффективной формой контроля общества за действиями властей оказывается прямой диалог. И чем короче расстояние, отделяющее руководителя от людей, тем результативнее будет коммуникация.

Есть еще два условия: воля руководителя и отсутствие сценария. Выходя на прямую связь с людьми, будь то встреча в районе или группа в соцсети, губернатор, министр или мэр должен понимать, что лично для него результатом станет гора проблем, каждую из которых надо было решать десять лет назад и каждая из которых весьма труднорешаема. Но именно в этом и смысл обратной связи: выявлять самые больные точки. А чтобы это получилось, надо избежать подготовленных вопросов и заранее утвержденных выступающих. Впрочем, судя по тому, какая паника начинается на местах после прямой линии с президентом, даже на главном интерактиве страны далеко не все идет по сценарию.

Сам глава государства говорил, что власть на местах должна быть от населения на расстоянии вытянутой руки. И мы видим, что в Нижнем Новгороде власть к этому хотя бы стремится. Жаль, что это стремление демонстрируют только первые лица области и города. Потому что в ДУКе по-прежнему вместо обратной связи – стена безразличия, построенная из отговорок и хамства. И чтобы решить вопрос, относящийся к компетенции ДУКа, надо пожаловаться мэру или президенту.

Сюжет:

Пенсионная реформа

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 15 августа 2018

Заголовок в газете: Власть шаговой доступности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру